У р о к № 3. Свойства и признаки делимости
Основная дидактическая цель урока: отрабатывать практическое применение свойств и признаков делимости при решении задач.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
– Проверим, что у вас получилось.
– У вас четыре числа.
– Найдите лишнее. (34.)
– Почему? (111, 720, 150 делятся на 3, а 34 не делится на 3.)
III. Работа по теме урока
1. С. 125, № 3.372.
– Что означает выражение «в порядке возрастания»?
– Давайте вспомним признак делимости чисел на 5.
(655, 720, 12 005, 20 600.)
– Какие числа делятся на 2?
(650, 786, 12 006, 20 600.)
– Какие числа делятся на 10?
(650, 720, 20 600.)
(На 100 делится число 20 600.)
2. С. 125, № 3.379.
(Верно, верно, верно, неверно.)
3. С. 126, № 3.387.
– Сколько всего килограммов золота?
– Сколько весит один слиток?
– От чего зависит остаток?
1) (100 кг – 750 г) : 9 = 99 кг 250 г : 9 = 11 027 (ост. 7)
2) (100 кг – 270 г) : 9 = 99 кг 730 г : 9 = 11 081 (ост. 1)
Ответ: 750 г и 270 г не может быть в остатке.
IV. Повторение изученного материала
1. С. 127, № 3.409 (работа в паре).
(Не всегда, не может.)
2. С. 127, № 3.407.
– Как узнать, делится ли сумма чисел на 2? (Сумма чисел должна быть чётной, каждое из слагаемых нечётное, либо каждое из слагаемых чётное.)
Ответ:
а) 73 483 + 45 231 – оба слагаемых нечётные (делится);
44 334 + 81 625 – чётное и нечётное слагаемые (не делится);
73 244 + 73 696 – оба слагаемых чётные (делится).
– Как узнать, делится ли разность чисел на 2? (Разность чисел должна быть чётной, уменьшаемое и вычитаемое нечётные, либо уменьшаемое и вычитаемое чётные.)
б) 73 449 – 61 114 – уменьшаемое нечётное, вычитаемое чётное (не делится);
264 121 – 111 245 – уменьшаемое и вычитаемое нечётные (делится);
48 573 – 12 563 – уменьшаемое и вычитаемое нечётные (делится).
3. С. 127, № 3.411.
(0 или 5, любая цифра, нельзя.)
4. С. 128, № 3.414.
Ответ:
1) 18n – 12n – 3n = 186 3) 2х + 8х – х = 243
3n = 186 9х = 243
n = 62 х = 27
2) 25а – 7а – 8а = 400 4) 6y – y + 4y = 234
10а = 400 9y = 234
а = 40 y = 26
V. Работа в рабочей тетради
С. 38, № 7.
– Сколько чисел, делящихся на 10, можно составить из 0, 4, 5? (450, 540.)
– Сколько чисел, делящихся на 5, можно составить из 0, 4, 5? (405, 450, 540.)
– Сколько чисел, делящихся на 2, можно составить из 0, 4, 5? (450, 540, 504.)
VI. Самостоятельная работа
В а р и а н т 1
1. Из данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на 5.
а) 8016 б) 195 в) 4050 г) 1113
2. Из данных чисел выберите число, которое делится на 9.
а) 8016 б) 195 в) 3060 г) 1113
3. Из данных чисел выберите число, которое делится на 3 и на 5.
а) 2802 б) 2894 в) 405 г) 785
4. Какую цифру надо поставить вместо * в числе 5*62, чтобы полученное число делилось на 3?
а) 0 б) 2 в) 9 г) 4
5. Из данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на 3.
а) 113 б) 135 в) 625 г) 1014
В а р и а н т 2
1. Из данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на 5.
а) 9015 б) 186 в) 3060 г) 2213
2. Из данных чисел выберите число, которое делится на 9.
а) 9015 б) 186 в) 4050 г) 2213
3. Из данных чисел выберите число, которое делится на 3 и на 5.
а) 3816 б) 1918 в) 302 г) 5910
4. Какую цифру надо поставить вместо * в числе 7*65, чтобы полученное число делилось на 3.
а) 0 б) 5 в) 9 г) 2
5. Из данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на 3.
а) 127 б) 162 в) 625 г) 1521
VII. Рефлексия
– Что вам больше всего понравилось во время урока?
– Какие признаки деления вы использовали во время урока?
Домашнее задание
С. 129, № 3.428, 3.429.