СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока  по музыке  в 5 классе по  ФГОС  с  УУД "Сказочные  образы  в  музыке  и  изобразительном  искусстве"

Просмотр содержимого документа
«разработка урока»

5 класс. Урок музыки.

Тема урока: « Сказочные образы в музыке и изобразительном искусстве»

ЦЕЛИ:

- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли; развитие навыков владения разными видами деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно -целесообразного взаимодействия с окружающими детьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные и художественные произведения; наблюдать в произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки ( интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; формулировать своё отношение к изучаемым произведениям; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыкальном и изобразительном искусстве.


Задачи: Обучающая:

- выявить сходство музыкальных и изобразительных красок, посредством демонстрации картин, слушания музыки; обогатить представления учащихся о связи искусства с жизнью.


- формировать умения с помощью вокального исполнения, танцевальных движений создать образ сказочного героя.


Развивающая:

-Развивать умение чувствовать выразительность музыкального произведения

- дать понятие о жанрах музыки: симфоническая поэма, фортепианный цикл.

- развивать эмоциональное отношение к музыке урока, нравственно-эстетической отзывчивости на образы в изобразительном искусстве и музыке.

-развивать образное мышление, музыкальный слух, память, внимание, потребность в творчестве


Воспитывающая:


-создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия сказочных образов;

- воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки, демонстрации произведений художников;


Тип урока: Интегрированный


Методические приёмы, применяемые на различных этапах урока: «Мультимедийная презентация», «Работа с иллюстративным материалом», «Привлекательная цель», «Высказывание», «Домысливание».

Оборудование: проектор, музыкальный и художественный материал, раздаточный материал ( текст песен)

Музыкальный материал: песня из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» Г. Гладков «Не бывает в наши дни чудес на свете»; А.К. Лядов симфоническая поэма «Кикимора» ; М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» «Баба Яга», песня «Давайте верить в чудеса» А. Ермолова.


Ход урока:

1.Орг.момент. Музыкальное приветствие: (исполняем)

«День добрый, (2 хлопка),

День добрый, (2 хлопка),

Слова эти мы повторим. (3 хл.)

День добрый, (2 хл.)

День добрый …

Всем друзьям говорим (3хлопка)

2.Определение темы урока и постановка цели урока:

- Ребята, я предлагаю посмотреть видеофрагмент из к\ф «Новогодние приключения Маши и Вити» (звучит песня «Не бывает в наши дни чудес на свете»)

- Песню написал известный детский композитор Геннадий Гладков.

- О чём рассказывается в фрагменте? (Спор между героями: есть сказка или нет. Витя – образ серьёзного, всезнающего отличника, доказывающего, что сказок нет, а Маша – образ мечтательный, она верит в сказки).

- Ребята, сейчас мы попробуем исполнить песню, скажите, а чтобы песня получилась , достаточно знать слова? Попадать в ноты? (необходимо самим показать, что мы верим в чудеса, петь выразительно).

Исполняем песню, поделившись на «Маши» -ласково, нежно, мягко; «Вити»- напористо, героически.

После исполнения: Итак, куда же привела нас сказка, в какой простейший музыкальный жанр? (в песню).

- Ребята, как вы почувствовали, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке, какова наша тема урока? (дети рассуждают, в итоге предлагают - о сказке.

- А сказка в какой предмет попала? (в музыку).

- Я немного расширила ваши предложения по теме урока, она звучит: «Сказочные образы в музыке и изобразительном искусстве» (записали тему урока в тетрадь).

- Давайте обозначим пути следования и определим цель: что вы хотите узнать? Послушать? (все предлагаемые цели выношу на доску: Узнать, вспомнить сказки, какие композиторы обращались к сказочным темам (и художники)…вспомнить жанры в музыке, где есть намёк на сказку.

3. Знакомство с музыкальным и живописным материалом урока.

-В сказке много неожиданного, послушайте, куда нас сейчас приведёт сказка, в какую музыку? Предлагаю послушать. (Почувствуйте музыку, какой у неё темп, характер).

Звучит фрагмент из симфонической картины А.Лядова «Кикимора».

– Какая музыка? Образ какого героя возник положительного или отрицательного? В процессе рассуждения дети называют и гномов, и леших, называется и Кикимор. Спрашиваю почему, например, не Кощей Б. Дети: музыка хитрая, злобная, но не настолько, чтоб представить К.Б.

Рассказываю о жанре симфоническая поэма и авторе. – А вы, ребята, почувствовали, что в названии жанра – симфоническая поэма прослеживается связь с литературой? (да). Анатолий Лядов, повествовал нам о Кикиморе при помощи симфонического оркестра.

- итак, мы в дремучем лесу, где нас подстерегает хитрая и злобная Кикимора, давайте покажем жестами корявые, страшные ветви деревьев (изображают дети), а теперь неожиданно подул ветер, что или кого мы видим?

(Звучит фрагмент «Баба Яга из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского). – А это что за герой? ( в предположениях есть и образ Бабы Яги).- Да, ребята, вот такую Бабу Ягу представил нам М.Мусоргский.

Рассказываю о жанре: фортепианный цикл «Картинки с выставки», о истории его появления, Викторе Гартмане, а на слайде предлагаю посмотреть ту самую картину, прообразом которой явилась Баба Яга. -На картине «Часы. Избушка на курьих ножках»,

мы видим симпатичный домик, что же это? Шутка М. Мусоргского, где же баба Яга?

Приходим к выводу, что хоть домик и красив внешне, внутри другая его сторона, вот о ней –то и нафантазировал композитор. – Какая музыка? (ответы детей).

Предлагаю посмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова «Баба Яга» (дети делятся впечатлениями).

- ребята, а зачем придумали всю эту нечисть и пугают ею детишек? (не зная зло, не поймёшь что такое добро).

- Во все времена люди пытались уберечь себя от нечисти при помощи разных средств: обереги, амулеты, а ещё отпугивали нечисть разными звуками. Перед вами лежат шумовые инструменты: трещётки, бубны, маракасы, давайте попробуем «Пошуметь» определённый ритм и отпугнём от себя эти страшные образы (предлагается 2-3 варианта детьми по желанию).

- Хорошо, что подобные образы существуют только в сказках, а мы будем верить в добрые силы и верить в чудеса.

4.Исполнение песни «Давайте верить в чудеса» Александра Ермолова

Вокально-хоровая работа.

5.Рефлексия. –Что нового узнали? Обращаю внимание детей на доску и те записи, что касаются постановки «пути следования» -цели. Мы познакомились с музыкальными жанрами (песня, симфоническая картина, фортепианный цикл), в которых есть сказочная тематика, узнали и о композиторах и художниках.

Самооценка по слайду 1. Кто выразительно пел;

2. Кто был отличным слушателем на уроке;

3. Кто был активным рассказчиком,

4. …Фантазёром;

5. Исполнителем на шумовых инструментах.