2. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке. | Слайд №2. Изучив тему «Рациональные числа», мы познакомились с положительными и отрицательными числами, научились выполнять с ними различные действия и преобразования, узнали много новых слов. На сегодняшнем уроке мы «окунемся» в прошлое: повторяя теорию и выполняя различные задания с рациональными числами, мы узнаем некоторые исторические события, связанные с историей появления простого карандаша. Помогите мне составить план урока: Слайд №3. Повторить правила выполнения действий и различных преобразований с рациональными числами. Провести терминологический диктант. Выполнить задания, включающие в себя различные действия и преобразования с рациональными числами. Но для этого вам необходимо разделиться на две группы с помощью жеребьевки по цвету: каждый из вас подходит и вытаскивает фигурку из коробочки. Кому попались фигурки одного цвета, попадают в одну команду. Каждая команда должна выбрать капитана, который будет отвечать за организацию работы в группе и заполнять сводную таблицу. Т.е. оценивать работу каждого члена команды на каждом этапе по «5»-тибальной системе. Запишите фамилию и имя капитана в таблицу и всех участников. А в тетрадях для индивидуальных работ запишите число и тему «Это интересно знать». | Учащиеся высказывают свои предложения, учитель фиксирует их на доске. Затем, совместно, составляют план проведения урока. Слайд №3. По результатам жеребьевки делятся на две команды. Занимают свои места, выбирают капитана. |
3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений их объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить свои примеры. | Итак, первый этап – Теоретическая разминка. Слайды №4-6. Поочередно каждой команде я буду задавать вопросы. Отвечает один участник от команды. Командам дается по три попытки. Если все-таки дается неверный ответ, то вопрос переходит к другой команде. За каждый верный ответ участники получают по одному балу. Капитаны фиксируют результаты в сводной таблице. Какие числа называются целыми? Какое число больше, если одно из них положительное, а другое отрицательное? Какое из чисел больше: отрицательное или ноль? Какое из чисел меньше: положительное или ноль? Чему равна сумма противоположных чисел? Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками. (гиперссылка ). раскрытия скобок. (гиперссылка Θ) Переход к слайду №7 (гиперссылка – Действия…). | Учащиеся формулируют правила действий с положительными и отрицательными числами, используя опорную схему, стихотворную формулировку правил. |
4. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. | Второй этап – Терминологический диктант. У вас на столах лежат листочки и копировальная бумага. Вложите копировальную бумагу между двумя листочками и подпишите. Вы должны записать на листочках слова, вставив необходимые буквы. Затем верхний листочек вы передаете соперникам, а нижний оставляете себе и выполняете проверку. За каждое верное слово – 1 бал. Капитаны фиксируют результаты в сводной таблице. Слайды №7-8. На третьем этапе мы переходим, непосредственно, к раскрытию некоторых исторических событий, связанных с появлением простого карандаша. Однажды в графстве Камберленд разразилась ужасная гроза. Сверкала молния, грохотал гром, ветер вырывал деревья с корнями... Когда гроза начала стихать, в воронке, оставшейся от огромного дерева, обнаружили какое-то черное вещество. Где произошло это событие? Как называется эта страна? Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны выполнить устно упражнения, числа заменить буквами и ответ записать в индивидуальных тетрадях. Слайды №9-11. Капитаны фиксируют результаты в сводной таблице. А чтобы узнать в каком году это было, вам необходимо выполнить следующее задание: упростить выражения, найти их значения и по цветам составить дату. Слайд №12. После того, как вы решите уравнения, а ответы замените буквой, узнаете: Как же называется это вещество? Слайды №13-14. Слайд №15. Итак, сверкала молния, грохотал гром, ветер вырывал деревья с корнями... В английском графстве Камберленд разразилась ужасная гроза. Когда гроза начала стихать, в воронке, оставшейся от огромного дерева, обнаружили какое-то черное вещество. Это оказался графит. Его кусочками местные пастухи стали метить овец. А торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Случилось это в 1565 году. Но у первых «карандашей» было два недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Тогда придумали обматывать их тесьмой. А для большей прочности графит смешивали с серой, смолой, сурьмой. Потом научились делать графитовые стержни твердыми и мягкими. Для этого добавляли глину и полученную смесь обжигали в печи. А современный карандаш, такой, каким мы пишем сегодня, появился в конце ХVIII века. (Как это ни покажется странным, очень долго пришлось повозиться с его деревянной оболочкой.) Гусиные перья сразу отошли на второй план. И сейчас ни шариковые ручки, ни фломастеры не могут вытеснить карандаш — дешевый, практичный, легкий. | Учащиеся записывают слова, передают листочки и выполняют проверку. Учащиеся выполняют задание. Выполняется проверка по Слайдам №10-11. Учащиеся выполняют задание. Выполняется проверка по Слайду №12. Учащиеся решают уравнения. Выполняется проверка по Слайду №14. Слайд №15. |