Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Александр Невский. Ледовое побоище.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
1. Формировать предметные умения:
- познакомить с исторической личностью Александром Невским, битвами – Невская и Ледовое побоище, показать роль в истории Руси Александра,
-развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории;
2. Формировать УУД:
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности(Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос с помощью учителя; строить осознанное речевое высказывание; моделировать(Познавательные УУД);
- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников)(Коммуникативные УУД).
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир». Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, стр. 29-33,рабочая тетрадь стр.35, электронная презентация, мультимедийная установка; тексты.
Ход урока:
Слайд 1 Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут…
Я рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и вы узнаете много нового и интересного!
2.Мотивация к учебной деятельности (5мин.)
Слайд Назовите раздел учебника ,который мы сейчас изучаем. Давайте вспомним самое основное и выполним исторический диктант. Работа в парах
Что общего: Игорь, Ярослав, Святослав, Владимир, (КНЯЗЬ)
Сторона горизонта, противоположная востоку: (ЗАПАД)
Не вода, не суша - на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (БОЛОТО)
Причина, по которой монголо-татары так стремительно захватили почти всю Русь
Город, в котором археологи нашли целую пачку упражнений мальчика Онфима?
3.Создание проблемной ситуации.(5мин.)
Слайды
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои...
Вырастают звезды над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость …
Или горькая нужда?!
Все проходит.
Остается — Родина,
То, что не изменит никогда
Медленно
История листается.
Все пройдет, а Родина - останется!
(В.Фирсов)
-Назовите синонимы слову Родина? (Отечество)
-Что такое Отечество?
-Кто такие защитники Отечества?
-Можно ли защитников Отечества назвать героями?
Сегодня вы узнаете не просто о защитнике Отечества , а о спасителе земли Русской – новгородском князе Александре Невском.
4.Открытие нового знания (15мин.)
Слайд Исторический портрет (Читает ученик)
Родился Александр в 1219 году в Переяславле незадолго до страшного бедствия- нашествия монголо-татар на Русь. Уже с трех лет Александра отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. И в военном деле, и в чтении, и в письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного человека. В возрасте 19 лет стал князем в городе Новгороде
Невская битва.
Слайд Бедами Руси воспользовались её западные соседи Швеция и Ливония (Латвия и Эстония).Они приглядывались к богатому Новгороду и его землям. Работа с картой
-Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Летом 1240 года шведский военачальник Биргер привёл своё войско через Балтийское море в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру: « Я уже здесь и захвачу землю твою!»
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!»- и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. А чем закончилась эта битва и почему Александра стали называть Невским вы узнаете прочитав учебник на стр.30. Работа с учебником.
Но главным подвигом Александра Невского стал разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера. Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Они начали захватывать и грабить русские города. И опять Александр Невский поднялся на защиту родной земли. Вокруг него сплотились все, кто мог держать оружие. Он решил заманить рыцарей на лёд Чудского озера.
Ледовое побоище.
- Как думаете, почему битва так называлась? Когда она могла происходить?
Битва состоялась на Чудском озере и вошла в историю под названием Ледовое побоище. Вот как это было(просмотр видеофильма).
5.Применение нового знания(5 мин).
Вопросный план ответа после просмотра.
-Когда состоялась битва?
-Что означает выражение «Подложить свинью?»
-Как выстроились немецкие рыцари для решающего сражения?
-Какую хитрость придумал Александр?
-Назовите причины победы дружины Александра Невского ?
1. Князем Александром удачно выбрано место боя
2.Умелое расположение войск на поле боя
3.Храбрость и сила русских воинов
Работа в тетради стр.35 №77.
В 2009- в России проводился телепроект «Имя России». Было предложено большое количество исторических личностей, которые имеют право стать «именем России» за свои заслуги перед страной и народом. Символом нации стал Александр Невский.
6. Рефлексия(5 мин.)
1)Составление синквейна об Александре Невском. Работа в группах
2)Продолжить: - Сегодня я узнал, что…
-Самым интересным показалось…
4