Тема: Неопределенная форма глагола. Виды глагола.
Цель: создать условия для формирования понятия «инфинитив», повторить признаки глаголов в неопределенной форме, учить употреблять в речи, формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме
Ход урока
I. Организационный момент II. Актуализация знаний
1.Беседа по пройденному материалу
-Какие времена глаголом вы знаете? (Настоящее, прошедшее, будущее)
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам и родам (в ед.ч.))
-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По числам и лицам)
-Какие лица вам известны? (1 лицо – я, мы, 2 лицо – ты, вы, 3 лицо – он, она, оно, они)
III. Целеполагание
На доске
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
-Проверяем. (Пр.вр.: выкопал, выдержал
Наст.вр.: угрожают
Будущ.вр.: зашагает, стемнеет, сбегут)
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения? (Слова « решить, беречь, привезти»)
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения. (Потому что это неопределенная форма глагола)
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Мы будем исследовать неопределенную форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.)
IV. Знакомство с правилом-Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть, -ти, -чь.
-Начальную форму глагола называют инфинитивом. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – что сделать?
-Откройте учебники на стр.103, познакомимся с правилом.
Запись в тетрадь: Неопределенная форма глагола (начальная форма, инфинитив) отвечает на вопросы что делать? Что сделать?, не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
2.Выполнение упр.621-Обратите внимание на упр.621, вам необходимо образовать от данных глаголов неопределенную форму по образцу.
Растает — растаять, затеет — затеять, реет — реять, залают — залаять, надеешься — надеяться, сеет — сеять.
Залают
3.Выполнение упр.622-Обратите внимание на упр.622, вам необходимо образовать от данных глаголов неопределенную форму, обозначить орфограмму, как это показано в образце.
Стерегу — стеречь; не жгу — не жечь; течёт — течь; привлекут — привлечь; запряжёт — запрячь; испеку — испечь; не сбережёшь — не сберечь.
4.Выполнение упр.623-Обратите внимание на упр.623, вам необходимо записать слова, распределяя их по группам: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.
Зажечь силач (не 3-е скл.)
речь (3-е скл.) скрипач (не 3-е скл.)
привлечь могуч
сберечь (много) туч (не 3-е скл.)
испечь ткач (не 3-е скл.)
пресечь певуч
остричь бич (не 3-е скл.)
стеречь линюч
прожечь кумач (не 3-е скл.)
-Какие орфограммы встретились нам при выполнении? (Правописание кратких прилагательных с основой на шипящие; правописание неопределённой формы глагола на -чь, правописание ь после шипящих на конце слова у существительных.)
V. Подведение итогов-Что такое неопределенная форма глагола?-На какие вопросы отвечает инфинитив?
-Оценки за урок…-Откройте дневники, домашнее задание – упр.624