План-конспект учебного занятия
по учебному предмету «Математика».
Раздел: Тела вращения, их поверхности и объемы
Тема: Объем цилиндра.
Преподаватель: Костюковец Татьяна Ивановна
Цели:
Образовательные: познакомиться с понятием объем цилиндра; вывести формулу объем цилиндра и сформировать умения применять ее при решении задач; проверить уровень первичного усвоения материала учащимися.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, пространственное воображение, культуру математической речи, память, внимание; развивать коммуникативные умения, умение слушать и слышать, правильно задавать вопросы.
Воспитательные: воспитание у учащихся аккуратности при выполнении заданий, вовлечение учащихся в активную практическую деятельность; воспитание ответственного отношения к учебному труду, внимания, аккуратности, дисциплинированности; уважительного отношения к одногруппникам; воспитание интереса к предмету, способствовать формированию представления о математике, как о части общечеловеческой культуры.
Оборудование:
- В.В. Шлыков, ГЕОМЕТРИЯ 11; Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (базовый и повышенный уровень), 3-ье издание, исправленное и дополненное; Минск «Народная асвета» 2013;
- раздаточные материалы;
- презентация
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организация группы
Проверка домашнего задания и актуализация субъективного опыта учащихся
Задача:
Требуется выполнить сварку цистерны диметром 100 см и высотой 200 см. Рассчитайте количество электродов, необходимых для выполнения работы, если на выполнение сварочного шва длиной 20 см потребуется один электрод. А также укажите количество краски, необходимой для покраски изделия с внешней стороны, если для окраски поверхности 1м2 требуется 0,13кг краски (расчет произведите с точностью до сотых).
(Ответ: 26 электродов, 0,92 кг)
Предполагаемые вопросы при разборе решения предложенной задачи практической направленности
Дать определение цилиндра
Укажите в природе, технике, архитектуре, среди окружающих вас предметов объекты, имеющие цилиндрическую форму
Дать определение боковой поверхности цилиндра
Назовите основные элементы цилиндра, дайте им определение
Что такое осевое сечение цилиндра? Что представляет собой осевое сечение цилиндра?
Может ли осевое сечение цилиндра быть (ответ обоснуйте): а) трапецией; б) квадратом?
Что представляет собой развертка цилиндра?
Как рассчитать длину окружности?
Какая формула позволяет рассчитать площадь круга?
По какой формуле мы сможем рассчитать боковую поверхность цилиндра? Полную поверхность?
Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучение тело вращения – цилиндр. На предыдущих уроках мы узнали, что это за тело вращения, познакомились с его основными элементами, научились считать площадь боковой и полной поверхностей. А сегодня мы должны научиться считать объем цилиндра. Откроем тетради и запишем дату и тему урока.
Объяснение нового материала.
Стр. 116 – 117 (иллюстрация доказательства с помощью презентации)
Первичное закрепление материала.
Предлагаю учащимся посчитать площадь поверхности цилиндра, объем и найти радиус его основания по предложенной каждому развертке.
На развертках написаны цифры, каждой цифре соответствуют свои размеры. Учащиеся считают в течение нескольких минут, затем предлагаю выполнить проверку и фронтально разбираем как осуществить вычисления.
Номер развертки боковой поверхности цилиндра | Площадь боковой поверхности, | Радиус, см | Площадь полной поверхности, | Объем цилиндра, |
1 | 200 |  |  |  |
2 | 60 |  |  |  |
3 | 96 |  |  |  |
4 | 140 |  |  |  |
5 | 196 |  |  |  |
6 | 60 |  |  |  |
Решение задач из учебника
№ 410
№ 412
Учащиеся решают задачи на местах по вариантам, контролирую решение, отмечаю тех, кто справился, предлагаю двум учащимся выполнить решение на доске.
Первичный контроль уровня усвоения материала
Учащиеся выполняют тест в режиме онлайн с использованием информационного ресурса Мультиурок. Вся работу каждого учащегося будет проанализирована, оценена и по результатам будет выставлена отметка, которая будет озвучена на следующем уроке.
8. Домашнее задание
§2, стр. 116-117, №414
9. Подведение итогов урока
Повторяем формулы, которые были доказаны в ходе учебного занятия.
На доске написаны фразеологизмы:
«Шевелить мозгами»
«Краем уха»
«Хлопать ушами»
Предлагаю учащимся озвучить тот фразеологизм, который наиболее близок к их работе на учебном занятии.
4