Открытый урок по обществознанию 6 класс по теме «Общение»
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Задачи:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.
Ход урока
Презентация.
(Слайд 1.)
1.Организационный момент.
(Слайд 2.)
Учитель: Добрый день дорогие ребята! Я хочу наш урок начать с замечательного высказывания голландского философа Спинозы.
Приветствует детей и предлагает им повернуться к гостям, как добродушным хозяевам улыбнуться и поприветствовать их, подарив им своё хорошее настроение. На уроке показать все свои лучшие знания, чтобы гостям было комфортно на уроке и интересно. Учитель: Но прежде чем начать наш урок, давайте повторим правила нашей работы:
1.Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди. 2.Оцениваем ответ, а не человека. 3.Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне. |
2.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: На такой позитивной ноте давайте и продолжим наш урок.
Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала “Ералаш”.
(Слайд 3) Видеосюжет.
(Слайд 4). Вопрос. Почему внук не понял дедушку?
Учитель: А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Ученики отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Ребята, а сейчас я бы хотела, чтобы вы мне объяснили, как понимаете вот это высказывание.
(Слайд 5.) А.Сент-Экзюпери: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”.
Высказывание А.Сент-Экзюпери побуждает к высказыванию учениками собственного мнения. Дети выражают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже довольно долго рассуждаем, а может, кто- то догадался, какая сегодня будет тема урока?
Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”.
(Слайд 6.) Тема урока “Общение”.
Учитель: Да ребята, вы совершенно правы тема урока «Общение. Я скажу вам больше общение - это один из самых главных видов деятельности человека!
3. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Вопрос по структуре деятельности. Ребята, давайте вспомним, из чего состоит любая деятельность?
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.
(Слайд 7.)
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать цель урока и план по достижению цели.
Учащиеся формулируют цель урока.
Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.
Учитель: А чтобы реализовать нашу цель, мы на уроке должны узнать, что такое:
1. Общение.
2. Способы общения
(Слайд 8.)
4. Составление кластера.
Учитель: Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение.” Какие ассоциации у вас вызывает слово общение?
Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.
Учитель: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение? (Ученики отвечают на вопрос учителя, что можно посмотреть в словарях.)
5. Работа в группах со словарями.
Учитель: А сейчас мы поработаем с вами исследователями в группах.
1 ряд – это группа «ФИЛОСОФЫ»
2 ряд – это группа «ПСИХОЛОГИ»
3 ряд – это группа «ЭТИМОЛОГИ»
Раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.
Дети в группах знакомятся с определениями понятия “общение” анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы.
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей). В результате, которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь - “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Учитель: Вы все большие молодцы справились с поставленной задачей, а теперь давайте обратимся к нашему учебнику на стр.67, как автор Боголюбов даёт нам объяснение понятия «ОБЩЕНИЕ». Дети работают с текстом и называют определение.
6. Работа в печатных тетрадях.
Учитель: Молодцы!
(Слайд 9.) А сейчас, откроем печатные тетради и выполним задание №1, запишем это определение к себе в тетрадь.
Учитель: Итак, мы узнали, что такое общение.
А теперь попробуем пообщаться.
7. Игра парами «Живые руки».
Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, закрыть глаза, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать, общаться, и выражать эмоции ладонями». Выразить:
приветствие,
злость (гнев),
потом тоску,
запрет,
затем благодарность,
веселье.
Теперь сами друг другу «повыражайте» какие-то свои чувства, при этом соблюдайте два правила:
а) не говорить, что задумал, пусть собеседник догадается сам.
б) обязательно закончить чем-то хорошим (каждый по 2 чувства).
Легко было понять, что хочет передать собеседник?
Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений?
Учитель: сейчас познакомимся с другими способами общения и узнаем, как ещё мы можем общаться?
7. Работа с учебником.
(Слайд 10). О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (5 мин.)
Учитель: Найдите в тексте и назовите способы общения.
Учащиеся называют способы общения:
(Слайд 11).
Речевое общение (вербальное, словесное).
Неречевое общение (невербальное, мимика, жесты).
(Слайд 12). Какое выражение лица вам более приятно?
8. Работа парами.
(Слайд 13 ).
Упражнение «Человечек хочет общаться»
У каждого на парте лежит по человечку. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Поможем ему? (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку.
Мешает общаться: Помогает общаться:
9. Самостоятельная работа в печатной тетради.
Стр. - 38 , задание № 4
Проверяется работа.
10. Рефлексия
Учитель: Итак, давайте мы с вами вспомним, какую же цель мы поставили в начале урока. (выяснить, что такое общение и его роль в жизни людей).
Учитель: Давайте проанализируем свою деятельность по достижению цели.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам продолжить мысль…
(Слайд 14)
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..
(не чувствовать себя одиноким).
В ходе общения происходит…..
(обмен информацией).
Результатом общения можно считать….
(развитие человека)
11. Домашнее задание.
(Слайд 15)
12.Итог урока.
(Слайд 16)
Учитель: Ребята, я хочу подвести итог нашего урока. Общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Но ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому: Я хочу вам всем подарить на память формулу правильного общения.
“Попробуйте
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”.
И всё у вас получится!
(Слайды 17)
Благодарю вас за урок истинного общения.