4.Словарно-орфографическая работа | 3 мин. | А) определение нового словарного слова. - Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словом. Определите какое это слово, расположив прямоугольки в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
Щ……. И…… О .. Р….. А…. В… Т . -Что же это за слово?(товарищ) Б)работа над лексическим значение слова. - Кто такой товарищ?(друг)Запишите это слово в тетрадь. -Какие синонимы можно подобрать к этому слову?(друг, коллега, соратник, приятель, союзник) Раньше товарищами называли себя бродячие торговцы на Руси, которые торговали одним (похожим) товаром. В)введение нового слова в активный словарь. -Придумайте по два предложения с этим словом.(дети читают свои предложения) Проверьте вами написанное в соответствии с критериями красивого письма. | Лексический уровень(обогащение словаря, подбор синонимов) Лексический уровень (активизация словаря) |
6.Работа над новым материалом | 20 мин. | А)работа над орфографическим правилом. «Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы. Вспомните, как они пишутся: -жи-ши пишется с буквой и; - ча-ща – с буквой а; - чу-щу – с буквой у. - В какой части слова «работает» правило? - Какие опознавательные признаки орфограмм указаны в правиле? Какие из них общие, а какие частные? А для того, чтобы применить наши новые знания, мы с вами выполним упражнение 13 на странице 10 в учебнике. - Прочитайте. (шишка, чашка, щука) Произнесите слоги (сы, жи, бы, ры, мы, ты, ши; ча, бя, ня, тя, дя, ря, ща; чу, лю, ню, рю, дю, зю, щу). - Какой гласный звук произносится в словах каждой группы? А какими буквами он обозначен? - В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему? - Подберите слова, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Что у вас получилось? А для того, чтобы быстрее запомнить правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу мы с вами поработаем над упражнением №14 на стр. 11. - Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?(Лыжи, жизнь, роща, чай. Чудо, чулок, щука, задача, шить) - В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких частью слога? - Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными. Запомните правописание этих слов. Физминутка: Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка: Щуку я тащу-тащу Щуку я не упущу. Проговорили 2-3 раза. -А сейчас мы с вами немного пофантазируем, прочитав отрывок из стихотворения И. Сурикова на странице 11(№15)(выразительное чтение учителя) Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. - Какие слова помогли вам представить картину падающего снега? - Объясните написание выделенных букв. Подготовьтесь записать предложение под диктовку. | Произносительный уровень (работа с чистоговоркой, выразительное чтение) |
7.Творческое применение и добывание знаний | 2 мин. | Восстановление деформированного предложения: Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы. На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест. Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, объясните почему? Найдите грамматическую основу в предложении. Вывод: жи-ши пиши с буквой и. Сделайте рисунок-иллюстрацию к данному предложению. | Грамматический уровень(построение предложения) |
8.Информация о домашнем задании | 1 мин. | -Дома постарайтесь выучить стихотворение Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жирафы, мыши и моржи, Машины, шины камыши. Запомни слоги жи и ши Ты с буквой и всегда пиши. Ча и ща, ча и ща - Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча - С буквой а и ща и ча. Я грамотно писать хочу Слова на чу и шу учу: Чулок и чудо, и чугун, Чудак и щука, и ворчун Чумазый, чучело, чурбан, Чдесный, чувство и чулан. Кричу, ворчу, ищу, тащу - Я с у пишу и чу, и щу. | Грамматический уровень(заучивание стихотворения) |