СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками"»

Урок русского языка

3 класс


Тема: Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками

Цель урока: познакомить детей с правилом написания разделительного ъ и повторить правило написания разделительного ь; учить правильно произносить и писать слова с разделительными ъ и ь; развивать орфографическую зоркость, орфографические умения и навыки, связную речь учащихся, речевую компетентность, логическое мышление, умения и навыки самоконтроля и самооценки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать общекультурную компетентность учащихся, прививать интерес к традициям своего народа

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки - инструкции для групповой работы, кубик, микрофон, репродукция картины Кустодиева «Масленица», сигнальные карточки, учебник русского языка для 3 класса (2 часть), автор Э. С. Сильнова

Ход урока

І. Организация учеников к уроку

В добрый день!

В добрый час.

Рада видеть всех я вас.

Здоровья, счастья, радости желаю

И свой урок я начинаю.

А урок сегодня – урок русского языка.

- Работать на уроке мы будем под девизом:


Хорошо того учить, кто хочет мудрым быть.

-Как вы понимаете эти слова? А вы хотите много знать и грамотно писать?

ІІ. Создание эмоционального фона

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня…(зима).

- О каком времени года речь?

- За что вы любите зиму?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- Какой праздник заканчивает зиму? (Масленица)

Сказка о Масленице:

Жили Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. А Масленица была добрая. В конце февраля люди с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что, как только придет Масленица, все проводят Зиму и будут встречать Весну.

Но Зима задумала все царство превратить в ледяное королевство. Приказала она слугам занести снегом все дороги. И задул ветер, разыгралась вьюга.

- Чтобы пришла Масленица и Весна настала, нам нужно хорошо потрудиться и выполнить ряд заданий.

- И каждое успешно выполненное задание приближает нас к встрече с Масленицей.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1. Метод «Кубование»

- Первая преграда на пути.

- Вспомним все, что знаем о составе слова (на гранях куба написаны указания):

  • Назовите части слова.

  • Что такое корень?

  • Что такое приставка?

  • Что такое суффикс?

  • Правописание приставок пре-, при-.

- На последней грани куба интересный вопрос «Названия каких знаков (букв) алфавита состоят из двух слов?» (Мягкий и твердый знаки).

2. Каллиграфическая минутка

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Прописываем ъ и ь знаки.

- Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем. (Наклон, ширину элементов букв, высоту букв, ширину соединений между буквами)

ІV. Сообщение темы, цели и задач урока

- Тема нашего урока : «Правописание разделительных твердого и мягкого знаков»

1.Метод «Микрофон»

- Продолжите предложение «Сегодня урок научит меня…».

- Действительно, на уроке мы научимся правильно писать слова с твердым и мягким разделительными знаками и познакомимся с народным праздником – МАСЛЕНИЦА.

V. Мотивация учебной деятельности

- Масленицу праздновали целую неделю. Каждый день имел свое название и особенности.

- Итак, ПОНЕДЕЛЬНИК – встреча.

- Замените одним словом:

  • Сильная метель – (вьюга);

  • чувство радости – (веселье);

  • 7-й день недели, день отдыха – (воскресенье);

  • клочья, пушистые комья снега – (хлопья);

  • спустились с чего-то – (съехали);

  • извещение о чем-то – (объявление);

  • приблизиться, передвигаясь, на чем-либо – (подъехать).

- С какими знаками напишите эти слова? Подумайте!

- Вместе попробуем решить эту проблему, проведем небольшое исследование.

VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала

Работа в группах

  • Повторение правил работы в группе.

  • Выбор спикера, секретаря, секунданта.

- Получите карточки - инструкции и сформулируйте правила написания твердого и мягкого разделительных знаков.

Карточка 1 (ь):

  1. Прочитайте слова.

  2. Разберите по составу.

  3. В какой части слова пишется мягкий знак?

  4. Подчеркните букву, обозначающую согласный звук перед мягким знаком.

  5. Определите, какой это звук: твердый или мягкий?

  6. Подчеркните гласный после мягкого знака.

  7. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

Слова:

здоровье, вьюга, семья, ручьи, белье


Сформулируйте правило правописания слов с разделительным мягким знаком. Составьте схему-помощницу.













Карточка 2 (ъ):

  1. Прочитайте слова.

  2. Разберите по составу.

  3. Подчеркните букву перед разделительным твердым знаком.

  4. Определите, какой это звук: твердый или мягкий?

  5. Подчеркните гласные, перед какими пишется разделительный твердый знак.

Слова:

отъезд, подъем, объявить

Сформулируйте правило правописания слов с разделительным твердым знаком. Составьте схему-помощницу.











  • Презентация работы групп

ВЫВОД:

Разделительный ь пишется в корне слова, разделительный твердый – между приставкой и корнем.

- Что общего у разделительных ь и ъ? (не допускают слияния гласного и согласного).

- Почему ь и ъ называются разделительными?

- Сравните наш вывод с правилом (выводом) в учебнике, используя систему обозначений:

Я это знаю +

Я этого не знал –

- О чем мы не сказали?

VІІ. Первичное закрепление изученного материала

1. Упражнение 381 (устно), составьте звуковую схему слов чьи, объявить.

2. Фронтальная работа с сигнальными карточками

- Возвращаемся к нашей проблеме. Теперь мы смело можем дать ответ на вопрос «Какой знак писать в этих словах?»

- Итак, следующий день – ВТОРНИКзаигрыш.

-Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли друг друга, пели песни, шутили.

Физкультминутка

3.Работа по вариантам (дифференциация)

І вариант

Найди и исправь ошибки

Масленица гуляется, начиная с понедельника и заканчивая воскресенем. Мир веселъя раскрывался в эти дни. Обявлялись конкурсы. Не обходилось гулянъе без выступления циркачей.

ІІ вариант

Упражнение 383, стр.26


4.Работа в парах. Работа с пословицами

СРЕДАлакомка. В среду собирали родственников, накрывали столы с вкусным угощением, пекли блины. Чтобы прийти в гости, запасались пословицами и поговорками. Вот вам, гости дорогие, угощение – блинчики с пылу с жару.

- Составьте пословицу, соединив ее части, вставьте пропущенную орфограмму.

Масленица об..едуха,   а Масленица.

 Отдадим почтен..е деньгами приберуха.

Не жит..е, на сырное воскресен..е.


VIII.Обобщение и систематизация знаний

1) Дистанционный диктант

ЧЕТВЕРГ разгуляй. В этот день ребята бегали по деревне и собирали лапти, с особым азартом катались с гор.

ДИКТАНТ

На масленицу собирались сем..ями и об..едались блинами. Вкусны были блины и олад..и. В воскресен..е просили прощения друг у друга, ведь встретить весну необходимо с чистой совест..ю.

2) Творческое задание. Развитие речи. Составление текста по картине

ПЯТНИЦА, СУББОТА. В эти дни было больше всего развлечений: строили снежные городки, катались с горы на санках.

Кустодиев. «Масленица»


- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы.

Народные гулян.я, смех и весел.е, Мар.я и Дем.ян, ком.я снега, с.езжает с горы.

- Составьте текст по картине, используя данные словосочетания.

ІХ. Итог ( рефлексия)

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое

Быстро наступает,

Облегчает душу.

- Ни один человек, собственными глазами увидевший, что такое Русская масленица, не останется равнодушным к этому поистине грандиозному празднику.


1. Составление ассоциативного куста

- Предлагаю создать ассоциативный куст.

Веселье чучело

друзья объеденье


МАСЛЕНИЦА

подъем комья


вьюга сжигать съёжился

2. Метод «Микрофон»

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Действительно,хорошо того учить, кто хочет мудрым быть. Поаплодируем себе за хорошую работу.

- Продолжите предложения

я знаю…

я умею…

я могу….

- Мы выполнили все задания, поэтому Масленица придет к нам в назначенный час, значит, скоро настанет ВЕСНА.

X. Домашнее задание

1группа: Выучить правило на с.83; выполнить упражнение 385 на с. 27

2 группа: Составить кроссворд со словами, в которых есть разделительный ъ и ь знаки.

3группа: Подобрать пословицы о масленице, используя слова с разделительными ь и ъ знаками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!