Самоанализ урока информатики на тему «Цвет в цифрах»
(10 класс, профильный уровень).
Характеристика класса: Урок подготовлен для 10-Б класса информационно-технологического профиля. В данном классе предмет «Информатика и ИКТ» изучается на профильном уровне (4 часа в неделю). В классе 28 человек с учебными способностями выше среднего, 7 учащихся имеют высокий уровень предметной подготовки, 4 – средний. Большинство детей с устойчивой мотивацией к изучению предмета. Класс делится на подгруппы. В классе добрые, дружеские отношения, присутствует дух взаимопомощи и взаимовыручки.
В соответствии с предметной подготовкой класса и требованиями программы, выбраны следующие формы проведения урока: для 1-го урока - урок-исследование, для 2-го урока - лабораторная работа. Уроки проводятся в паре.
Такие формы проведения урока способствуют формированию ключевых компетентностей:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, доказывать,);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы).
Тип урока: 1. урок усвоения нового материала; 2. урок закрепления
Место урока в календарно-тематическом планировании. Урок «Цвет в цифрах» входит в раздел «Цвет и шрифт», 10 класс, профильный уровень обучения по программе Открытого Молодёжного Университета.
В 8 классе в разделе «Компьютерная графика» изучаются принципы кодирования изображения, растровая и векторная графика, графические редакторы и методы работы с ними. В 10 классе профильного уровня происходит более глубокое изучение векторной и растровой графики, знакомство с графическим растровым редактором GIMP и векторным редактором Inkscape. На тему «Компьютерная графика» в 10 классе отводится 15 часов. Раздел «Цвет и шрифт» идёт как продолжение раздела «Компьютерная графика». На него отводится 5 часов. На первом уроке изучается физическая природа восприятия человеком цвета, особенности строения зрительной системы человека. Урок «Цвет в цифрах» - это второй и третий уроки раздела «Цвет и шрифт». На четвёртом уроке «Шрифтовой дизайн» идёт знакомство с шрифтовыми стандартами, основными правилами использования шрифтов в композиции. И пятый урок – контроль знаний.
Таким образом, первичное понятие о компьютерной графике и умения использовать графические редакторы свободного программного обеспечения GIMP и Inkscape у учащихся уже имелись. На данном занятии происходит актуализация знаний о цветовой модели RGB, знакомство с цветовыми моделями CMYK и HSB, формируются умения задавать цвет по заданной цветовой схеме, изменять яркость, контраст и тон для трёх цветовых моделей. Содержание урока соответствует стандарту образования.
В структуре урока выделено пять основных этапов: актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к активному усвоению знаний, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Содержание урока опирается на ранее изученный теоретический (8 класс, «Компьютерная графика») и практический (10 класс, знакомство с графическим растровым редактором GIMP и векторным редактором Inkscape) материал, позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся.
Содержание урока соответствует принципам дидактики, таким как научность, посильная трудность, доступность, систематичность и последовательность.
Для оптимального усвоения содержания урока выбрана фронтальная работа в сочетании с групповой и самостоятельной деятельностью.
Главные задачи урока и их реализация
Образовательные
познакомить с цветовыми моделями RGB, CMYK и HSB;
учить определять цвета по заданной цветовой схеме.
Развивающие
развивать умение самостоятельно определять цели и составлять план своей деятельности;
развивать умение продуктивно общаться в группах;
развивать умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
развивать умение представлять результаты исследования в заданном формате.
Воспитательные
воспитывать готовность к самостоятельной творческой образовательной деятельности;
формировать способность вести диалог с другими людьми.
Оборудование, наглядность к уроку, методическое обеспечение:
Наглядные пособия:
- презентация к уроку;
- рисунки, созданные с помощью моделей RGB, CMYK.
Раздаточный материал:
- краски, кисточки, бумага;
- карточки с лабораторной работой;
- карточки с домашним заданием.
Технические средства обучения (ТСО):
- Компьютерный класс, оснащенный операционной системой Windows 9x или выше, графический редактор GIMP. Проектор, экран.
Оснащение ТСО:
- графический редактор GIMP.