СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия "Танграм"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного занятия по теме "Танграм" по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«разработка занятия "Танграм"»

Внеурочное занятие по математике 5 класс

Тема «Фигуры на разрезание. Танграм»

Цель занятия: Развитие познавательного интереса учащихся; развитие логического мышления и пространственного воображения учащихся; учить анализировать ситуацию через практические задания.

Планируемые результаты:

Предметные – моделируют ситуации, требующие логического мышления и рассуждения; учатся составлять фигуры из частей квадрата /головоломка «Танграм»/.

Личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме занятия и к изучению математики;

Метапредметные - регулятивные – знакомятся с правилами составления фигур из танграма;

Познавательные – знакомятся с новым видом головоломок, знакомятся с легендами о танграме;

Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.

Формы организации образовательного пространства на уроке: Фронтальная беседа с учащимися; групповая работа , составление фигурок из частей квадрата.

Риски: Тема не заинтересует учащихся. Могут возникнуть сложности с самостоятельным составлением фигурок «Танграм».

Средства обучения: Мультимедийная презентация, распечатка текстов мифов, напечатанные на цветной бумаге квадраты для игры «Танграм».


Конспект урока:

Учитель: Хорошее воображение – это необходимое качество , необходимое в равной мере и математику, и поэту. (эпиграф к нашему уроку).

Сегодня на уроке мы поговорим и поиграем в геометрические головоломки. Для вас задание: предложить все возможные способы разрезания квадрата 2смх2см на 2 равные части по сторонам клеток. Проверим, как вы с этим справились.






К доске по желанию выходит ученик (или два), где на заранее приготовленных чертежах квадрата, рисует линии разреза. Обсуждаем правильность и количество предложенных вариантов.


Учитель: Занимательных задач на разрезание – множество. Многие из них имеют древнее историческое происхождение. Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра , в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые.


- Кто знает что это?

- Родина фигуры? (музыка)

(Заполнение таблицы в листах)



На начало урока


1

Что такое танграм



2

Происхождение игры (легенды и мифы)



3

Происхождение названия



4

Правила игры



5

Составление фигур: домик




свеча




человек



6

Применение в наши дни





«+»- да, знаю «-» - знаю на очень «?»- не знаю, но хочу узнать

Что дал Китай Миру?

- чай (сами китайцы пьют только зеленый),

- порох (изобретен еще в древности),

- фарфор,

- бумагу (из коры тутового дерева, листьев бамбука, кусочков ткани),

- шелк ( из гусениц тутового шелкопряда),

- Великую китайскую стену (220 год. до н.э., строили 10 лет; в 1990 году один человек пешком прошел эту стену и измерил ее длину – 6700 км )

- учения мудреца Конфуция (6 век до н. э.):

-высшая добродетель – уважение к старшим;

-мудрость – в знании старинных книг;

-как вели себя учтивые китайцы.

- но самое важное для нашего урока – это то, что Китай нам дал геометрическую головоломку - танграм.  

Итак, тема сегодняшнего занятия – «Я играю в танграм».

Что же значит название - Танграм?

На этот вопрос ответ неоднозначен. Разные источники предлагают нам различные трактовки этого слова:

1) В учебнике «Наглядная геометрия 5-6» говорится, что название “Танграм” возникло в Европе, вероятнее всего, от слова “Тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “буква”).

2) В книге “Китайский философский и математический танграм” (1817 г.) слово “Танграм” — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка - головоломка.

3) В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Ту (семь хитроумных фигур).

(Дети зачитывают различные трактовки названия)

Покорив логические умы, танграм породил массу мифов о своем происхождении. Работа по группам по легендам. Изучают легенды



ВЫВОД:

Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка

Учитель Давайте внимательно рассмотрим заготовленные трафареты и разрежем их по линиям. У нас должно получиться 7 плоских геометрических фигур. Будем называть их так:

два больших равных треугольника (назовите мне их типы), два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм (для простоты будем называть его четырехугольником). Исходная фигура – большой квадрат.

Учитель:

  1. Вырежьте из цветного картона или бумаги большой квадрат и разрежьте его на 7 частей, как показано на рисунке.

  2. Из этих частей нужно будет складывать различные фигурки так, по определенным правилам. (Знакомство с правилами – слайд)

  3. Попробуйте составить фигуры по образцу.

  1. Работа в группах

Составить из частей квадрата любую фигуру, наклеить её на альбомный лист и «обыграть картинку», т.е. подобрать стихотворение, дорисовать.

Итог. Представление проектов. Заполнение второго столбца таблицы.