Внеурочное занятие по математике 5 класс
Тема «Фигуры на разрезание. Танграм»
Цель занятия: Развитие познавательного интереса учащихся; развитие логического мышления и пространственного воображения учащихся; учить анализировать ситуацию через практические задания.
Планируемые результаты:
Предметные – моделируют ситуации, требующие логического мышления и рассуждения; учатся составлять фигуры из частей квадрата /головоломка «Танграм»/.
Личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме занятия и к изучению математики;
Метапредметные - регулятивные – знакомятся с правилами составления фигур из танграма;
Познавательные – знакомятся с новым видом головоломок, знакомятся с легендами о танграме;
Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.
Формы организации образовательного пространства на уроке: Фронтальная беседа с учащимися; групповая работа , составление фигурок из частей квадрата.
Риски: Тема не заинтересует учащихся. Могут возникнуть сложности с самостоятельным составлением фигурок «Танграм».
Средства обучения: Мультимедийная презентация, распечатка текстов мифов, напечатанные на цветной бумаге квадраты для игры «Танграм».
Конспект урока:
Учитель: Хорошее воображение – это необходимое качество , необходимое в равной мере и математику, и поэту. (эпиграф к нашему уроку).
Сегодня на уроке мы поговорим и поиграем в геометрические головоломки. Для вас задание: предложить все возможные способы разрезания квадрата 2смх2см на 2 равные части по сторонам клеток. Проверим, как вы с этим справились.





К доске по желанию выходит ученик (или два), где на заранее приготовленных чертежах квадрата, рисует линии разреза. Обсуждаем правильность и количество предложенных вариантов.
Учитель: Занимательных задач на разрезание – множество. Многие из них имеют древнее историческое происхождение. Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра , в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые.
- Кто знает что это?
- Родина фигуры? (музыка)
(Заполнение таблицы в листах)
| | На начало урока | |
1 | Что такое танграм | | |
2 | Происхождение игры (легенды и мифы) | | |
3 | Происхождение названия | | |
4 | Правила игры | | |
5 | Составление фигур: домик | | |
| свеча | | |
| человек | | |
6 | Применение в наши дни | | |
«+»- да, знаю «-» - знаю на очень «?»- не знаю, но хочу узнать
Что дал Китай Миру?
- чай (сами китайцы пьют только зеленый),
- порох (изобретен еще в древности),
- фарфор,
- бумагу (из коры тутового дерева, листьев бамбука, кусочков ткани),
- шелк ( из гусениц тутового шелкопряда),
- Великую китайскую стену (220 год. до н.э., строили 10 лет; в 1990 году один человек пешком прошел эту стену и измерил ее длину – 6700 км )
- учения мудреца Конфуция (6 век до н. э.):
-высшая добродетель – уважение к старшим;
-мудрость – в знании старинных книг;
-как вели себя учтивые китайцы.
- но самое важное для нашего урока – это то, что Китай нам дал геометрическую головоломку - танграм.
Итак, тема сегодняшнего занятия – «Я играю в танграм».
Что же значит название - Танграм?
На этот вопрос ответ неоднозначен. Разные источники предлагают нам различные трактовки этого слова:
1) В учебнике «Наглядная геометрия 5-6» говорится, что название “Танграм” возникло в Европе, вероятнее всего, от слова “Тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “буква”).
2) В книге “Китайский философский и математический танграм” (1817 г.) слово “Танграм” — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка - головоломка.
3) В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Ту (семь хитроумных фигур).
(Дети зачитывают различные трактовки названия)
Покорив логические умы, танграм породил массу мифов о своем происхождении. Работа по группам по легендам. Изучают легенды
ВЫВОД:
Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка
Учитель Давайте внимательно рассмотрим заготовленные трафареты и разрежем их по линиям. У нас должно получиться 7 плоских геометрических фигур. Будем называть их так:
дв
а больших равных треугольника (назовите мне их типы), два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм (для простоты будем называть его четырехугольником). Исходная фигура – большой квадрат.
Учитель:
Вырежьте из цветного картона или бумаги большой квадрат и разрежьте его на 7 частей, как показано на рисунке.
Из этих частей нужно будет складывать различные фигурки так, по определенным правилам. (Знакомство с правилами – слайд)
Попробуйте составить фигуры по образцу.

Работа в группах
Составить из частей квадрата любую фигуру, наклеить её на альбомный лист и «обыграть картинку», т.е. подобрать стихотворение, дорисовать.
Итог. Представление проектов. Заполнение второго столбца таблицы.