АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся
на уроках английского языка»
Выполнила: Саакян Марине Валериевна,
учитель английского языка МБОУ СОШ №26
г.МЫТИЩИ
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
3.Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку
4.Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
5.Разработанные приёмы для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского
6.Заключение
7.Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Язык, родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействия людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Культура общения – это сложное многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение всей жизни человека. Современная школа играет большую роль не только в образовании, но и в воспитании общей культуры, формировании культуры общения, коммуникативной культуры личности. Поиски лучших форм и методов воспитания культуры общения велись раньше и ведутся в настоящее время многими отечественными педагогами, психологами и учеными.
Современное состояние теории обучения иностранного языка и накопления знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Желание ребенка изучать язык другого народа это начало доброго отношения к самому народу, осознание принадлежности к людям планеты, независимо от того где кто живет и на каком языке говорит.
Компетенция - как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Язык - является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и виденье мира. Именно учитель поможет ребенку познать культуру языка и поддержит его желание общаться на английском языке.
Целью изучения английского языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Следует отметить важность развития и воспитания у школьников потребности пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.Каждый этап обучения иностранному языку, в том числе английскому, предполагает реализацию более узких целей.
На начальном этапе:
организация активного речевого взаимодействия
создание устойчивого коммуникативного ядра;
поддержание заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения английского языка в дальнейшем обучении;
Основная школа:
организация активного речевого взаимодействия;
активизация приобретенных ранее умений в сфере устноречевого общения;
практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;
возобновление и поддержание интереса к изучению ИЯ и веры в свои силы и способности.
Старшая школа:
расширение коммуникативного словаря учащихся, активизация употребления коммуникативно значимых грамматических конструкций;
совершенствование умений речевого взаимодействия;
расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования английского языка;
углубление лингвострановедческих и социокультурных знаний путем их реального включения в «живое» общение;
создание мотивации для дальнейшего совершенствования английского языка.
Данная система работы предполагает следующие основные методическиеусловия, обеспечивающие эффективность учебного процесса:
личностно-ориентированное общение;
коллективное взаимодействие;
ролевую организацию учебно-воспитательного процесса;
использование компьютерных образовательных программ;
многофункциональность упражнений.
Основные принципы обучения английскому языку:
коммуникативный, личностно-деятельностный и системный подход в обучении.Личностно-деятельностный подход делает ученика центральной фигурой учебного процесса. Систематизация языковых знаний, лежащих в основе коммуникативной деятельности учащихся, способствует повышению общего уровня их коммуникативной компетенции;
реализация возможностей личности учащегося через изучение английского языка;
максимальная мотивированность учебных ситуаций (успех обучения обеспечивается тем, что любая из моделируемых ситуаций является жизненно значимой для учащегося);
положительная эмоциональная насыщенность всех компонентов обучения.
2.Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку
Важной частью обучения английскому языку является развитие интереса к предмету, так как хорошо может получиться то, чем увлекаешься, что нравится делать. Но начав учить язык с удовольствием в начальных классах, в среднем и старшем звене, учащиеся постепенно остывают к нему. Возрастные индивидуальные и образовательные особенности школьников потребовали использования более эффективной методики преподавания английского языка.
Поэтому, в своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку в школе. Коммуникативная методика преподавания была разработана в Кембридже более 50 лет назад, и в настоящее время отлично работает в Европе и США.
В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:
- лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
- социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения, которая определяет выбор языковых форм;
- дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении; - стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
- социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
3.Приёмы для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Существует ряд приёмов, способствующих развитию коммуникативной компетенции:
Приёмы по обучению чтению
Приёмы по обучению лексике
Приёмы по обучению аудированию
Приёмы по обучению грамматике и говорению
Приёмы групповой деятельности
Большую роль в изучении языка играет участие во всевозможных дистанционных интернет конкурсах и олимпиадах на английском языке. Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять, участие в общероссийских олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативная компетенция – это одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных компьютерных технологий, различных методов и приемов в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным.
Залогом успешной речевой активности учащихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Список литературы
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
2. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2006.
3. Левитан, К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001.
4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991
5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000. - №1.
6. Психологические особенности подросткового возраста, 2008: http://www.nnmama.ru/