«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
У детей при ряде речевых нарушений отмечается:
- выраженная в разной степени общая моторная недостаточность;
- отклонения в развитии движений пальцев рук (движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией).
Постановка цели проекта
Целью проекта стало развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Участниками проекта : дети, родители, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед.
Поставлены задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; понимания речи окружающих без наглядного сопровождения; способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Данные показателей по развитию речи и сенсорики на сентябрь 2014г Печора К.Л.
Таблица
Уровень
Развитие речи
Норма
Сенсорика
11 детей - 42%
Отставание
15 детей – 58%
9 детей – 33%
Итог:
17 детей – 67%
26 детей – 100%
26 детей – 100%
Мероприятия по развитию речи у детей, осуществляемые в рамках проекта:
- ежедневно и многократно проводились: пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка и губ, повторялись звуки и слова, чётко проговариваясь, и глядя в лицо;
- читались стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки;
- приучали следить за своей речью детей;
- развивали мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т.д.; - к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность (чаще обращались к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры).
- каждый день проводили индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки; - создавались условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности; - для обучающих игр-занятий использовала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, например: «Клавишные доски», «Пересыпаем ложкой», «Собери из прищепок», и др. Они также развивают волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания, и самое главное, упражняя свою активность.
Работа с родителями
В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Поэтому внимание родителей было также обращено на проблему развития речи детей в раннем возрасте следующим образом:
- были подготовлены консультации для родителей на темы: использование сенсорных игр для развития речи; а ваш малыш еще не говорит? Речевое развитие на третьем году жизни; роль семьи в развитии речи ребенка; детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять;
- было проведено собрание для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие». На родительском собрании были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений;
- давались рекомендации по данной теме и проводились индивидуальные беседы с родителями, которые в этом нуждались, отвечали на их вопросы.
- было проведено анкетирование родителей, целью которого было – лучше узнать родителей.
- Совместно с родителями была изготовлена стен. газеты «Картотека игр на развитие словарного запаса».
Стен газета
Данные показателей по развитию речи и сенсорики на март 2015 г.
Уровень
Развитие речи
Норма
Сенсорика
22 детей – 87,5%
Отставание
21 детей – 83%
4 детей – 12,5%
Итого:
5 детей – 17%
26 детей – 100%
26 детей – 100%
Данные показателей развития речи детей групп раннего возраста (в сравнении: сентябрь - март).
Уровень
2014 – сентябрь
Норма
2015 – март
11 детей – 42%
Отставание
22 детей – 87,5%
15 детей – 58%
Итого:
4 детей – 12,5%
26 ребенка – 100%
26 ребенка 100%
Данные показателей развития сенсорики детей групп раннего возраста(в сравнении: сентябрь - март).
Уровень
2014 – сентябрь
Норма развития
2015 – март
9 детей – 33%
Отставание
21 детей – 83%
17 детей – 67%
Итого:
3 детей – 17%
26 ребенка – 100%
26 ребенка – 100%
Результаты проекта
К концу года отмечена положительная динамика в развитии активной речи у 87,5% детей, и по развитию мелкой моторики у 83% детей.
В результате целенаправленной работы с детьми они стали:
- спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира;
- у детей появилось желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам;
дети стали использовать в игре предметы - заместители (например, вместо мыла – кубик, вместо градусника – палочка и т.д.); дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение;
- дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными;
- дети стали больше проявлять интерес к окружающими предметами, живой и неживой природе. У них сформировалось понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Развитие речевого дыхания