СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей на уроках профессионально- трудового обучения детей с ОВЗ.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей на уроках профессионально- трудового обучения детей с ОВЗ.»»



ГКОУ РО Новочеркасская специальная школа-интернат №1
















Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально- трудового обучения детей с ОВЗ.»












Составил(а): учитель высшей категории

профессионально-трудового обучения

Зиновьева Е.А.












2019-2020 уч.год.





Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках трудового обучения


Данная тема является актуальной в образовательном процессе.

«Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое  развитие . К ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.

Творческая деятельнось оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства  творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости (Гусакова М.А.).

В программе специальной коррекционной школы VIII вида по трудовому обучению утверждённой Министерством образования и науки РФ реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

В данной работе мы предполагаем, что трудовое обучение способствует развитию творческих способностей у детей с ОВЗ.

Цель – изучить развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через трудовое обучение.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через трудовое обучение.

2. Провести опытно экспериментальную работу по изучению творческих способностей детей с ОВЗ на уроках трудового обучения.

3. Опытным путем разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках трудового

обучения.

Во время занятий трудом решаются следующие задачи:

- коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;

- развитие аналитико–синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;

- знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями

декоративно–прикладного искусства;

- воспитание активного эмоционального- эстетического отношения к видам искусства;

- развитие интереса к духовному миру человека;

- развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают». Осуществляется комплексное воздействие на личность.

Неотемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета является формирование опыта творческой деятельности. Давно доказано, что заставляя ребенка усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но и губим его природные задатки, если таковые имеются. Не секрет, что именно творческая деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта, что является важнейшей задачей в воспитании умственно - отсталых школьников.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Можно сказать:

1. Коррекция недостатков умственного развития учащихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.

2. Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.

3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.

Можно сделать вывод, что для развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы необходима система коррекционно-развивающих занятий, которую мы будем осуществлять на основе использования природного материала.

На уроках трудового обучения развиваются творческие способности младших школьников с особыми образовательными потребностями. Правильно спланированная работа на уроке даёт возможность детям

непосредственно участвовать в творческом процессе и является одним из

важных факторов развития фантазии, воображения, творческого мышления.

В нашей школе была разработана программа по трудовому обучению для 3 класса, программа рассчитана на один год обучения (ТарасоваН.Б.).

В программу входят следующие виды работ с природным материалом: конструирование (из шишек, желудей, орехов, и т.д.), аппликация ( из семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т.д.), лепка из глины, которые предусматривают знакомство и работу с материалами, инструментами и приспособлениями: ножницами, шилом, пинцетом, кисточками, стеками, подкладными досками, салфетками и т.д; изучение способов и приемов работы. Большое внимание уделяется изготовлению поделок, по замыслу и представлению.

Основные методы, которые используются на занятиях: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, включение в трудовую деятельность, развитие самостоятельных действий, а также сравнительно новый метод творческого проекта, адаптированный к детям с особыми образовательными потребностями.

Основной формой работы являются занятия (вводные, традиционные, практические, повторения, обобщения). Немаловажной формой работы является экскурсия на природу и посещение выставок прикладного творчества. В проведении практических занятий используются индивидуальное и коллективное творчество.

Отчет о работе учащихся проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов (приложение 1).

Формирующий этап эксперимента был направлен на развитие уровня

творческих способностей учащихся 3 классов с природным материалом,

путём реализации представленной выше программы. Данная система коррекционно-развивающих занятий с природным материалом позволит повысить уровень развития внимания, воображения, осознанного восприятия, наглядно-образного мышления, наблюдательности, памяти, мелкой моторики руки и т.д., что в целом разовьёт творческие способности детей с особыми образовательными потребностями.



























Состовитель:

Теряева С.В.,зам директора по УР

-1-

Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Решая важнейшие задачи социальной реабилитации умственно отсталых учащихся, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы школы-интерната. Общая задача школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях. В процессе обучения труду учащихся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует


объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их

социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это

-2-

объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

•  формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

•  сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

•  созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;

-3-

•  дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;

•  использованию методов, активизирующих учебный процесс;

•  использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;

•  неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

•  между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);

•  между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

•  между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;

•  между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

-4-

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

•  технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;

•  достаточно высокой эффективностью уроков;

•  развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;

•  развитием и поддержанием интереса к предмету;

•  практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;

•  развитием коммуникативных навыков учащихся;



-5-

•  созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны


-6-

без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

•  школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;

•  учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);

•  учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности



-7-

•  школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;

•  учащиеся с одновременным нарушением двух-трех сторон трудовой деятельности.

Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды.       

                      Классификация проектов


№ п/п

Параметры

Виды проектов


1

Уровень творчества

Исполнительские (репродуктивные)

Конструктивные -8-

Творческие


2

Содержание

Монопредметные

Межпредметные

Надпредметные (вне школьной программы)


3

Назначение

Учебные

Личные (семейные)

Общественные

Производственные


4

База для выполнения

Школьные

Внешкольные (выполняются на базе учреждений

дополнительного образования, в семье, на производстве)

Комплексные


5

Количественный состав исполнителей

Индивидуальные

Групповые

Коллективные


6

Возрастной состав исполнителей

Одновозрастные -9-

Разновозрастные


7

Продолжительность выполнения

Мини-проекты (несколько занятий) Четвертные, полугодовые

Годовые, многолетние


Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Основные требования и условия проектной деятельности

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

•  подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

•  интерес школьников к проблеме;

•  практическая направленность и значимость проекта;

-10-

•  практическая осуществимость проекта.

Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

•  возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

•  соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

•  наличие необходимых материально-технических средств;

•  соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

•   обеспечение безопасных условий труда;

•  использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;

•  применение природных материалов и отходов производства;

• рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых

-11-

заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Банк» должен сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Характеристика этапов учебного проектирования

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

-12-

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе , и заполняют карту испытаний. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.


-13-

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Трудовое обучение в школе-интернате строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся.

Конечная цель- подготовить учащихся к самостоятельному выполнению несложных работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства.

















Литература -14-

Байбородова А.В. Обучение технологии в средней школе. — М.: Владос, 2004.

Бобровская А.Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Казакевич В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. — М.: Дрофа, 2000.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. — М.: Аркти, 2003.

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.-М «Просвещение», 1980.

Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.