Развитие творческих способностей учащихся
на уроках физики
Общеизвестно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому очень важно вызвать интерес к изучению предмета. Возникает вопрос — «Возможно ли научить творчески мыслить? Как раскрыть творческий потенциал личности?»
Поставив перед собой цель, развивать творческие способности детей, необходимо выделить ряд определённых задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
прививать навыки исследовательской и проектной работы;
развивать логическое мышление, воображение учащихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации;
учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Решением этих задач является развитие творческих способностей учащихся на основе определённой системы заданий. При чем задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Вашему вниманию кратко хочу представить различные методы обучения, которые я использую на своих уроках. На некоторых остановлюсь позже более подробно.
Эксперименты. Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Особенно творческие способности проявляются при проведении практических домашних заданий.
Самостоятельное изучение темы. Для этого мною готовятся вопросы и заданий по несложной теме, которую учащиеся должны изучить самостоятельно. Вопросы подбираются так, чтобы ответ на часть из них можно было бы легко найти в параграфе, а часть требует проявить творческие способности. Задания подбираются несложные в соответствии с тематикой. Позже все вопросы обязательно разбирается на уроке вместе с учителем.
Сказки, рассказы, кроссворды. Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. Кроссворды учащимися составляются дома после прохождения темы.
Литературные фрагменты, пословицы. На уроке зачитывается литературный фрагмент, пословицу или поговорку и предлагается дать объяснение физическим явлениям, о которых идет речь в тексте. Пример: «Ложка дёгтя и бочку мёда испортит» (явление диффузия).
Внеклассная деятельность. Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, например, проводимые в рамках предметной недели. Так в конце ноября для учеников восьмых классов провела «Клуб физиков находчивых».
Задачи. Большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках физики отводится решению задач. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок — интересную задачу. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло? Например: «В летний тёплый день вы решили искупаться на озере. Скажите, что вы почувствуете в момент выхода из воды? Объясните явление». Или, например, задача-проблема по теме теплопроводность (температура в классе 23С-все предметы в классе такой же температуры? – дерево +железо парты – одинаковые ли ощущения? почему они разные, если температура одинаковая?).
Презентации, рефераты, доклады. По желанию учащиеся выполняют презентации, рефераты или доклады об истории развития физики, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений физики в промышленность и так далее. Главное требование – защити!
Приёмы закрепления изученного материала. В качестве закрепления изученного материала на уроках физики иногда использую следующие приемы:
«Я доступный для понимания учитель» — ученикам предлагается объяснить перед одноклассниками, например, суть понятия «диффузия» таким образом, чтобы это было максимально доступно и понятно для всех. После этого можно определить самого лучшего «учителя».
«Приём 15 секунд» — как пример, ученику за 15 секунд необходимо рассказать одноклассникам, что нужно знать каждому об агрегатных состояниях вещества. Дается время на подготовку и обращается внимание учеников на регламент выступления.
А теперь о некоторых методах более подробно.
Вашему вниманию я представила методы, которые использую в своей работе для развития творческих способностей практически каждого учащегося. Возможно вас что-то заинтересует, вдохновит на творчество).
Главное, если учитель ставит своей целью развивать творческие способности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой уровень, совершенствуя формы и методы работы.