Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности»
Ванюшиной Натальи Евгеньевны , воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 23
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!»
(Антуан де Сент Экзюпери)
Цель : развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
Задачи :
- познакомить детей с различного рода театрами;
- помочь детям поэтапно освоить виды творчества по возрастным группам;
- совершенствовать артистические навыки детей: интонационная выразительность речи, эмоциональность;
- формировать коммуникативные навыки: обогащать словарный запас , совершенствовать диалогическую речь, совершенствовать выразительность речи;
- работать над речевым развитием детей: развитие вербальной и невербальной речи;
- развивать коллективные действия и взаимодействия;
- пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
- повышение компетенции родителей в использовании театрализованной деятельности в условиях семейного воспитания.
Перспективно - тематический план театрализованной деятельности средней группы.
сентябрь
Тема
Программное содержание
Показ театра с детьми «Светофор» ( по стихотворению С.Маршака» см. Т. Караманенко «Кук.театр-дошкольникам», с22).
Материал
В.р. «Небылицы в лицах»(шуточный конферанс в кукольном театре) см. Л. Фурмина «Развлечения в детском саду»ст.134).
Учить выразительно читать стихи, сопровождать чтение показом .
силуэты машин, светофора, кра., жел.,зелен.кружки.
Игры, этюды.
Воспитывать интерес к театрализованной деят-ти, познакомить с разговорным жанром-конферанс, дать понятие, что артист, который ведет концерт называется «конферансье»; вос-ть чувство юмора.
Этюды на развитие эмоциональной сферы: «Баба-Яга» «Фокус» (см.план-программу ст.228).
Ширма, кукла Лена и Гоша.
Развивать умение передавать мимикой и жестами гнев (удивление).
Этюд с куклой-марионеткой «Кошка»
Учить управлять куклой-марионеткой-ритмично покачивать вагой из стороны в сторону.
Мягкая игрушка - кошка
( см.Дош.Вос. №6-98 стр. 129)
Формы и методы театрализованной деятельности
Режиссерские игры
Игры-драматизации
настольный кукольный театр игрушки;
Театрализованное действие
настольный конусный театр;
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
плоскостной театр;
праздники
бибабо;
развлечения
разыгрывание небольших сценок
инсценировка песен, сказок;
театрализованные постановки
Пальчиковый;
драматический спектакль
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
Перчаточный;
теневой театр;
этюды, пантомимы
спектакль на хореографической основе
магнитный
Формы и методы работы с детьми разного возраста
младший
средний
Игры-забавы:
Многоперсонажные театрализованные игры.
с мягкой игрушкой,
старший
Инсценировка с игрушкой, с куклой бибабо, пальчиковой куклой, теневой театр.
Игры-импровизации с куклой бибабо, верховой куклой.
куклой бибабо.
Этюды.
Театрально-игровые этюды.
Игры с магнитным театром.
Скороговорки, чистоговорки.
Настольный конусный театр.
Пантомимы
Игры-потешки.
Сценки по стихам и сказкам
Драматизации
Песенки-сценки.
Инсценировки
Мини-пьески настольного театра.
Спектакли.
Простые этюды.
театрализованные постановки.
Спектакль на хореографической основе
Этюды
- развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста.
- обогащают словарь, развивают выразительность речи.
Кукловождение
Развивают:
- навыки театрализованной деятельности;
- диалогическую речь;
- интонационную выразительность речи;
- выразительность движений.
Театрализованные представления и инсценировки
- Ознакомление с художественными произведениями;
- Развитие связной речи;
- Эмоциональность;
- Творческая активность
Условия для театрализованной деятельности :
- «Театральный уголок»:
- различные виды театров: бибабо, теневой, настольные кукольные, настольные конусные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр, театр кукол с «живой рукой», пальчиковый, магнитный театр и др.
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма, костюмы, элементы костюмов, маски.
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, афиши, касса, билеты, программки.
- картотеки этюдов, игр-драматизаций, упражнений на речевое дыхание и артикуляционной гимнастики,
- сценарии праздников и театрализованных представлений.
«Парад театров»
Работа по проекту «Семицветик»
Цели и задачи
Обогащение условий для социализации личности ребенка
для разновозрастного общения воспитанников, развитие навыков общения с детьми более старшего возраста, воспитание желания заботиться о более младших.
Развитие коммуникативных способностей ребенка.
Формы работы, перспективы
- Праздники
- Сборы
- Встреча друзей
- Шефская помощь младшим
- Игры, конкурсы
- Организация и проведение конкурсной игры «Счастливый случай», по теме «Мои любимые мультики»
Эффективность работы по развитию коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности
Критерии:
- Навыки кукловождения
- Выразительность речи, дикция;
- Выразительность мимики и жестов;
- Умение свободно, раскрепощённо держаться на публике
- Положительное взаимодействие между детьми
Работа с родителями
- Родительские собрания
- Консультации
- Оформление родительского уголка
- Сотрудничество при организации праздников и театрализованных представлений
- Реализация проекта «Парад театров»
Благодарю за внимание!