Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» ГОРОДА КУРСКА
____________________________________________________________________________
Российская Федерация, 305038, Курская область, г. Курск, ул. Косухина, 25
Телефон: 51-60-11, факс: 50-34-17, e-mail: school_55@list.ru
Мастер – класс
«Развитие критического мышления на уроке русского языка»
7 класс
Выполнила: Долженкова Л.А., учитель русского языка
и литературы
первой квалификационной категории
Курск 2017
Цель : обмен опытом по использованию на уроках русского языка технологии критического мышления.
Ход мастер-класса
Приветственное слово.
Теория.
Критическое мышление –это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике – это оценочное ,рефлективное мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. Поэтому использовать технологию нужно только в системе уроков по данной теме.
Технология критического мышления развивает такие качества, как :
Готовность к планированию;
Гибкость (восприятие идей других);
Настойчивость;
Готовность исправлять свои ошибки;
Осознание (отслеживание хода рассуждения)
Поиск компромиссных решений.
Технология имеет две особенности:
Структура урока (три фазы): вызов, осмысление, рефлексия.
Содержание –в основе эффективные приёмы и стратегии.
Принципы
Активность учащихся;
Организация групповой работы в классе;
Развитие навыков общения;
Мотивация на самообразование;
Соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами;
Использование графических приёмов.
Основные приёмы
Кластер
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/21/s_5a6430a6cd132/804655_1.png)
Практическая часть.
Составление кластера на уроке развития речи «Написание сочинения по картине Е.Н.Широбокова «Друзья».
Теория (продолжение).
Приём «Корзина идей».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/21/s_5a6430a6cd132/804655_2.png)
Практика
Наречие
Что такое наречие?
Вспомните и запишите всё, что вы знаете о наречии.(индивидуальная работа). (2 минуты)
Обсудите со своим соседом по парте информацию, которую вы записали, составьте общий ответ на этот вопрос.(1минута)
Что у вас получилось? Зачитываем ответы пар.
Теория (продолжение)
Приём «Верные и неверные утверждения».
Заключается в том, что ученики должны определить, где верное, а где неверное утверждение. Сделать это можно разными способами, например, в виде физкультминутки, или опроса на листочках ( ставится + или -)
Практика.
1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
1) признак по действию, признак признака, признак действия, признак предмета.
2) Наречие – изменяемая, неизменяемая часть речи.
3) Наречие в предложении бывает подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством.
Теория (продолжение).
Приём ««Таблица – ЗХУ»
ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ
- Эссе
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/21/s_5a6430a6cd132/804655_3.png)
- СИНКВЕЙН
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/21/s_5a6430a6cd132/804655_4.png)
Заключительное слово.
Используемые материалы
Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. –http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=643
Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. –http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. –http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/
Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – http://noelrt.com/?p=266
Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. –http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_03.htm#p1
В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html