Министерство образования и науки Российской Федерации
_____
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Материалы Международной научно-практической конференции
25 апреля 2014 г.
Элиста 2014
ББК Ч448.02(2Рос.Калм)я431+Ч448.02я431
УДК 378:37.026.6-057.876:005.745
П 781
«Проблемы активизации познавательной деятельности в процессе формирования
профессиональных компетенций», Международ. науч.-практ. конф. (2014; Элиста).
Международная научно-практическая конференция «Проблемы активизации познава-
тельной деятельности в процессе формирования профессиональных компетенций», 25
апреля 2014 г. [Текст]: материалы / редкол.: Э.К. Нюденова [и др.]; отв. ред. Е.В. Нембри-
кова, В.Н. Амыкова. – Элиста: Калм. ун-та, 2014. – 126 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
В сборник включены материалы Международной научно-практической конференции,
посвященной юбилею кандидата педагогических наук, доцента, заслуженного учителя
Республики Калмыкия, отличника народного просвещения, преподавателя факультета
среднего профессионального образования Риты Бадминовны Басанговой.
Настоящий сборник предназначен для учителей, преподавателей педагогических дис-
циплин, студентов педагогических специальностей.
Редакционная коллегия:
Э.К. Нюденова (гл. редактор)
Е.В. Нембрикова (отв. редактор)
В.Н. Амыкова (отв. редактор)
Статьи приводятся в авторской редакции
© ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014
© Авторы, 2014
3
СОДЕРЖАНИЕ
Профессиональное образование
Абушинова Н.Н. Психофизиологические аспекты памяти .............................................. 5
Бакташева Н.М. Учебные и производственные практики по ботанике как основа
воспитания студентов-биологов Калмыцкого государственного университета .................. 7
Басангова Р.Б. Активизация познавательной деятельности в процессе
формирования профессиональных компетенций .................................................................. 10
Битюкеева Л.Х. Комплексное использование средств образовательных
технологий в подготовке будущих учителей технологии ..................................................... 16
Васильева П.Д., Хондяева Т.В. Компетентностный подход в обучении химии:
проблемы и практика реализации ........................................................................................... 21
Джанзакова Ш.И. Компетентность студентов как предмет педагогического
исследования ............................................................................................................................ 24
Джумагулова Г.А. Социальная компетентность будущих педагогов как фактор
профессиональной адаптивности и мобильности .................................................................. 28
Егоров Б.Б., Борисова М.М., Гарипова И.О., Пересадина Ю.Е. Совершенствование
профессионального педагогического образования студентов СПО .................................... 31
Курмангазиева Г.Т. Личностно-профессиональное становление студентов в
процессе познавательной деятельности на занятиях ............................................................. 38
Курмангазиева Г.Т. Метод проектов как система обучения, ориентированная
на развитие творческих способностей студентов .................................................................. 42
Курмангазиева Г.Т., Курмангазиева Л.Т. Модернизация современного
образования как одно из условий формирования профессиональных компетенций
студентов .... 46
Нурманбетова Г.К. Инновации в системе образовательного менеджмента .................. 49
Нюденова Э.К. Проблема этнокультурно ориентированного личностного
обучения гуманитарным дисциплинам в средних профессиональных учебных
заведения .... 53
Токсонбаев Р.Н. Формирование профессиональной компетентности у студентов
высшей школы ........................................................................................................................... 55
Токтобаев А.Т. Патриотизм и патриотическое воспитание в колледже ........................ 59
Токтобаев А.Т. Сущность и основные составляющие военно-патриотического
воспитания студентов ............................................................................................................... 62
Тугульчиева В.С., Джимбеева Л.Н. Особенности создания тестовых заданий
для самоконтроля в электронном учебнике ........................................................................... 66
Тюлеева Г.В. Модель формирования готовности будущих специалистов к
творческому решению профессионально-ориентированных задач ..................................... 70
Общее образование
Абдыракунова Ж.С. Роль семьи в профессиональном определении подростка ............ 73
Бадмаева В.И. Основы формирования культуры речи младших школьников .............. 76
Гедерим М.А. Активизация познавательной деятельности учащихся 5-6 классов
на уроках изобразительного искусства в МБОУ «СОШ № 12 ............................................. 79
Качиева А.Е. К проблеме неуспеваемости школьников ................................................... 83
Качиева. А.Е. О деятельности классного руководителя в современной школе ............. 86
Кичикова Б.Д. Исследовательская деятельность как средство активизации
учебно-познавательной деятельности младших школьников .............................................. 89
Когданова Ю.Н. Формирование технологических умений детей в процессе
предшкольной подготовки ....................................................................................................... 93
Когджиева Л.А. Активизация познавательной деятельности младших
школьников на уроках математики (из опыта) ...................................................................... 96
Краснокутская О.А. Методика создания эстетических ситуаций в процессе
музыкального воспитания младших школьников .................................................................. 99
Матвеева Э.Ф., Амреева М.Д., Струкова М.М. Влияние информационной
компетентности обучающихся на качество знаний ............................................................. 104
Радачинская Э.С. Электронный образовательный комплекс как средство
формирования самостоятельной деятельности обучающихся ........................................... 108
Сабирова С.А. Развитие личности посредством познавательной активности в
процессе реализации проектного метода в обучении .......................................................... 111
Самтанова Е.А. Исследовательская деятельность как средство формирования
навыка творческой самореализации личности школьника ................................................. 114
Цебекова С.А. Решение задач на основе технологии УДЕ как средство
повышения качества знаний по математике у обучающихся первой ступени
образования .............................................................................................................................. 118
Сведения об авторах ........................................................................................................ 124
111
С.А. Сабирова,
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»,
Яшкуль
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.
Б. Шоу
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования новой личности, повышения ее творческой активности. Главное – вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Уже в школе важно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, сформировать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен не только быть хорошим исполнителем, но сможет совершенствовать свой труд и поднимать его на уровень творческой деятельности. В связи с этим современный учитель стоит перед задачей планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Так, актуальной проблемой современного образования является формирование и
развитие мотивации к обучению и познавательной деятельности учащихся, личностные качества которых являются важнейшим компонентом образовательного процесса. Познавательная деятельность, сформированная в школе, впоследствии может стать основой для способности школьника в любых условиях идти в ногу со временем.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые
задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Получение знаний – теоретических, по сути, и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры. Иными
словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентнстно-ориентированным подходом к образованию.
Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой под-
ход, является метод проектов, который имеет отражение в новом ФГОСе.
Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитании ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа. Одним из таких средств является проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных способностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В систему работы по реализации проектного метода входят: организация проектной
деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе, которой идет
усвоение новых знаний и действий; оптимальное сочетание традиционных и
112
нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов.
Проектную деятельность можно рассматривать как самостоятельную структурную
единицу учебно-воспитательного процесса, усиливающую развивающий эффект
образовательных программ и положительно влияющую на формирование личности современного школьника. Проектной технологии принадлежит особая роль в достижении целей образования, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационно-направленную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой повышения эффективности обучения. Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач
современного этапа развития образовательной системы.
В современной педагогической действительности проектное обучение используется не
вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Работа над проектами, как правило, ориентирована на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как конструктивность, вариативность, критичность. В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику также и за пределами учебных занятий. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Применение проектной методики учителями Яшкульской многопрофильной гимназии
преследует следующие цели: развивать у учащихся способность самостоятельно мыслить,
рассуждать, стимулировать процессы формирования поисковой активности; совершенствовать умения находить новые, оригинальные приёмы в конструкторской деятельности.
В гимназии реализация проектной деятельности учащихся носит системный характер: от индивидуальной по теме, по предмету – к групповому проекту с широким охватом нескольких областей знаний. Ежегодно учащиеся принимают участие в гимназических, районных, республиканских и всероссийских конкурсах. Тематика проектов, их содержание, оформление результатов и презентация – конкурентноспособны, ориентированы на победу в конкурсах. Учителя обеспечивают максимальное продвижение результатов проектов на различных конкурсах. Это даёт учащимся навыки отстаивания своей точки зрения, дискутирования, развивает умение правильно представлять свои достижения. Перед представлением проекта в конкурсах проводится его публичная защита на уровне гимназии, и в случае победы – на уровне района, на районной конференции. Например, в гимназическом туре в проектно – исследовательском конкурсе «Ювента» в номинации «Социальный проект», цель которого является дать вторую жизнь использованным материалам, проект «Подарок сестрёнке» Бухаева Адьяна занял 1 место. Чурюмова Вика подготовила проект «Мебель для куклы» также заняла 1 место, Лиджиева Эрвена с проектами «Лягушонок», «Три поросёнка» – 2 место, Карсукова Гиляна – проект «Три подружки» – 3место.
В номинации «Экология и здоровье» был представили проект, связанный с исследованием питьевой воды – «Вода в доме» – ученика Мамаева Данзана, проекты Надбитова Алдара – «Скворечник», «Кормушка для птиц», которые заняли 1 место. В районном конкурсе проектно – исследовательских работ «Ювента» 1 место занял Мамаев Д. В номинации «Социальный проект» 1 место занял Бухаев А., 2 место – Ахадуева Ж., 3 место
113
– Надбитов А. Учащиеся гимназии приняли участие во всероссийском конкурсе «Человек на Земле» и стали победителями.
Организация проектной деятельности в Яшкульской многопрофильной гимназии, в первую очередь формирует в мотивационные установки, которые опираются на определённые личностные смыслы и тем самым, развивают компетентностную сферу личности школьника.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно отражает их личностный рост. Совместная проектная деятельность детей и взрослых может стать успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”. Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.
Познавательный интерес выступает как мощное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда
ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически пробуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.
Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы пробудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования. Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна лежать в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной.
– М.: Просвещение, 2008. – 389 с.
2. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Просвещение, 1977. – 486 с.
3. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – М.: Академический
Проект, 2004. – 142 с.
4. Выготский Л.С. Психология познания. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006. – 32 с.
5. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа. – 2005. -
№ 1. – 319 с.

124
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
1. Абушинова Надежда Нарминовна – доктор биологических наук, профессор кафедры
общей биологии и физиологии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
2. Бакташева Надежда Мацаковна – доктор биологических наук, профессор кафедры
ботаники и зоологии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
3. Басангова Рита Бадминовна – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО
«Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
4. Битюкеева Лариса Харитоновна – старший преподаватель кафедры технологии и
менеджмента профессионального образования ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
5. Васильева Полина Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры химии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
6. Хондяева Татьяна Витальевна – магистрант кафедры химии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
7. Джанзакова Шолпан Исагалиевна – доктор педагогических наук, Атырауский госу-дарственный университет имени Х. Досмухамедова, г. Атырау, Казахстан.
8. Джумагулова Гульнура Алпочоевна – кандидат педагогических наук, доцент, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан.
9. Егоров Баатр Борисович – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва.
10. Борисова М.М. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГБОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования», г. Москва.
11. Гарипова И.О. – доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и
дошкольного воспитания ФГБОУ ВПО СВГУ.
12. Пересадина Ю.Е. – научный сотрудник ФГНУ Институт психолого-педагогических
проблем детства РАО, г. Москва.
13. Курмангазиева Гульнара Таскалиевна – доцент, Атырауский государственный уни-
верситет имени Х. Досмухамедова, г. Атырау, Казахстан.
14. Курмангазиева Ляйля Таскалиевна – Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова, г. Атырау, Казахстан.
15. Нурманбетова Гульнара Кемелевна – доцент, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан.
16. Нюденова Эльза Кондратьевна – кандидат педагогических наук, декан факультета
среднего профессионального образования ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный
университет», г. Элиста.
17. Токсомбаев Рускельды Нурмамедович – доктор педагогических наук, профессор,
Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан.
18. Токтобаев Алмаз Токтомышевич – соискатель КГПУ им. И. Арабаева, г. Бишкек,
Кыргызстан.
19. Тугульчиева Виктория Станиславовна – старший преподаватель кафедры алгебры
и анализа ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
20. Джимбеева Людмила Нарановна – кандидат физико-математических наук, доцент
кафедры теоретической физики ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
21. Тюлеева Гиляна Валерьевна, аспирант, преподаватель факультета среднего про-
фессионального образования ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»,
г. Элиста.
22. Абдыракунова Жылдыз Сатаровна – доцент кафедры педагогики и психологии
Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева, г. Бишкек
23. Бадмаева Валентина Исиновна – старший преподаватель кафедры русского как
иностранного и общегуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
24. Гедерим Марина Алексеевна – директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Элиста.
25. Качиева Апал Ешембековна – старший преподаватель Бишкекского гуманитарного
университета им. К. Карасаева, г. Бишкек
26. Кичикова Байрта Дорджиевна – учитель начальных классов МБОУ «Яшкульская
многопрофильная гимназия», Республика Калмыкия
27. Когданова Юлия Николаевна – магистрант ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
28. Когджиева Любовь Алексеевна – почетный работник образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Элистинская классическая гимназия», г. Элиста.
29. Краснокутская Ольга Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.
30. Матвеева Эльвира Фаридовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры
неорганической и биоорганической химии Астраханского государственного университета, почетный работник ВПО, г. Астрахань.
31. Амреева Марина Давлетовна – магистрант педагогического образования по направлению «Химическое образование», учитель биологии ГБОУ АО «Астраханский технический лицей», г. Астрахань.
32. Струкова Мария Михайловна – магистрант педагогического образования по направлению «Химическое образование», учитель МБОУ «Ново-Булгаринская средняя общеобразовательная школа», Астраханская область.
33. Радачинская Эльвира Сергеевна – директор по региональному развитию издательства «Академкнига/Учебник», г. Москва.
34. Сабирова Светлана Антоновна – учитель МБОУ «Яшкульская многопрофильная
гимназия», Республика Калмыкия.
35. Самтанова Евгения Александровна – заслуженный учитель РК, отличник народного образования РФ, учитель биологии и экологии МБОУ «Яшкульская многопрофильная
гимназия», Республика Калмыкия.
36. Цебекова Светлана Андреевна – учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4», г. Элиста.