Просмотр содержимого документа
«Развиваем пальчики у детей младшего дошкольного возраста»
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ИГРЫ ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ
Памятка для родителей
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игра - один из лучших способов развития детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, и вместе с тем, в процессе игры ребенок получает полезные навыки. Для чего нужны пальчиковые игры?
Дарят детям здоровье. Простые манипуляции с пальчиками положительно воздействуют на работу многих систем организма.
Массаж пальцев положительно влияет на:
большого пальца- повышает функциональную активность головного мозга;
указательного -положительно влияет на состояние желудка;
среднего-на кишечник;
безымянного- на печень и почки;
мизинца — на сердце.
Игры с участием рук и пальцев помогают улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и повышают их синхронизацию. Включая в игру правую, левую руку малыша , мы одновременно обеспечиваем включенность обоих полушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. В правом полушарии возникают различные образы предметов и явлений; в левом полушарии они вербализируются,т.е. находят словесное выражение.
Чем сильнее и подвижнее пальчики малыша,тем уверенне он познает мир, накапливая навыки, умения и знания. Благодаря пальчиковым играм происходит активное умственное развитие, совершенствуется память, формируется устойчивость внимания, развивается речь ребенка.При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцев развивается фонематическое воспритятие,т.е. способность воспринимать и различать звуки речи, что позволяет ребенку переходить на новые уровни мышления и взаимодействия с окружающим миром.
Игры с пальчиками являются мощным профилактическим средством, позволяющим снизить психоэмоциональное напряжение у малыша, которое может трансформироваться в негативные формы поведения(например, агрессию).
Пальчиковые игры, самомассаж, ритмичные строки стихотворений помогают создать положительные ээмоции и хорошее настроение, а самое главное - обеспечивают телесный контакт, гармоничное развитие взаимоотношений между взрослым и ребенком.
Текст стихотворения | Движения |
«СНЕЖИНКИ» Для игры потребуется небольшой комочек ваты. Малыш и взрослый сидят напротив дуруг друга. Взрослый читает стихотворение. |
Мы снежинки собирали И с ладошки их сдували. Пусть летят снежинки, Снежинки-холодинки. | Предложите ребенку кончиками большого и указательного пальцев отщипывать небольшие кусочки - «снежинки» от ватного комочка. На раскрытую ладошку кладем кусочек ваты- «снежинки», затем сдуваем с ладошки. Следите, чтобы ребенок не надувал щечки при сдувании. |
«Пошла собачка погулять» Малыш и взрослый сидят напротив дуруг друга. Взрослый читает стихотворение. Ребенок повторяет движения за взрослым. Пошла собачка погулять, (медленно «ходим « кончиками пальчиков по любой поверхности:стол, пол, коленкочки малыша). Захотела поиграть. (Быстро «бегаем» кончиками пальцев по любой поверхности:стол, пол, коленкочки малыша). Кошку Мурку повстречала (Поочередно поглаживаем правую и левую кисти). И на Мурку прорычала: «Р_Р_Р!» (упираемся ладошками в любую поверхность и произносим с усилием «РРР»). |
«Бурундучок» |
Поднял ушки бурундук, Он в лесу услышал звук: | Ладонь прижата к столу,пальцы разведены. Другая рука(или взрослый)поднимает пальцы по одному(ребенок с силой прижимает ладонь ,сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку-один палец. Начинать следует с мизинца правой руки. После 5-ой строчки- смена рук. |
-Это что за громкий стук, тук да тук,тук да тук? |
-А пойдем,- сказал барсук,- Сам увидишь этот трюк: |
Это дятел сел на сук И без крыльев,и без рук- Ищет он,где спрятан жук,- |
Вот и слышен перестук! |
3. Упражнение «Горошки». |
С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки- Руки держат все горошки. | Насыпаем горох на блюдце (16 горошин). Ребенок большим и указательным пальцем(при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке(как при сборе ягод), набирая таким образом целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог . Можно заменить горошины желтыми и зелеными пульками для детского пистолета или бусинками. После двустишия — замена рук. |
Желаем вам всего доброго!
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Голоскова Зоя Борисовна