Реализация ФГОС на уроках физической культуры
На изучение программы по «Физической культуре» отведено в начальной и основной школе 68 часов.
Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат. Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся), соответственно на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.
Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а
сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь – для этого предусмотрен раздел Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой;
научить уметь работать в команде – для чего можно использовать групповые методы обучения двигательным действиям, игры в командах;
сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации – использование современных технологий (технологии оценивания учебных результатов, рефлексия и т.д.).
Хотелось бы сделать акцент на словосочитании «Двигательная активность». При составлении программы мы столкнулись с тем, что теоретические знания должны проходить в классах, отдельным уроком, а не так как было «В процессе урока». Из 68 часов на теоретические знания уходит 8 часов. Очень жалко отводить кабинетным урокам время.
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. НО!!! Традиционные методы, как раз таки, максимально обеспечивают безопасность выполнения обучающимися новых упражнений при их разучивании, сводят к минимуму формирование неправильной техники выполнения упражнения! Но такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др. – только это всё же более подходит для изучения раздела теории Физкультура как область знаний.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры:
Личностные
1.Самоопределение
2.Смыслообразование
Регулятивные
1.Соотнесение известного и неизвестного – выполнение упражнений от знакомых простых к более сложным неизвестным.
2.Планирование – составление и выполнение планов упражнений при подготовке к соревнованиям, планирование совместной деятельности с учителем.
3.Оценка – четко прослеживаются (формируются) на уроках контроля с проговариванием и анализом выполненного контрольного упражнения, при разучивании новых упражнений – проговаривание техники выполнения.
4.Способность к волевому усилию – данные УУД формируются при развитии физических качеств (выполнении бега на длинные дистанции, прыжковые упражнения, силовые упражнения)
Познавательные
1.Формулирование цели – постановка цели и задач обучения.
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?
Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:
1. Актуализация, постановка проблемы, мотивация – постановка задач урока
2. План, целеполагание – вытекает из задач урока
3. Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей – оценка индивидуальных возможностей каждого учащегося
4. Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.
5. Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.
6. Коррекция
7. Реализация
8. Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач
НО!!! В физической культуре существует такое понятие как
МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока. Так вот, при проведении урока ФК в рамках ФГОС, когда необходимо много проговаривать, анализировать упражнения, та самая моторная плотность уменьшается, время на формирование умения увеличивается. Хотя при этом Общая плотность урока (это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока) остаётся высокой!
При больших классах – не хватает времени на выполнение контрольных упражнений, т.к. учащиеся должны помимо выполнения упражнения ещё проговорить, проанализировать своё выполнение!
Рекомендованный третий час физкультуры необходимо вынести на внеурочную деятельность. А это в начальной школе модуль "Прикладно - ориентированнный направленности" и в основной модуль "Спорт". Школа должна реализовать третий час физической активности, чтобы выполнить Концепцию развития детско - юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (сдаем отчеёт). Необходимо включить во внеурочную деятельность, а также за счет спортивных секций, спортивных клубов. В настоящее время от общего количества учащихся школы всего 21,2 процента привлечены в спортивные секции и занимаются в спортивном клубе. Внеурочное занятие позволило бы принимать спортивные нормативы, а урочное время максимально задействовать для совершенствования физических навыков.
Минпросвещения отменило методические рекомендации о введении 3 часа в недельной объем нагрузки (от 21.12.2022 №ТВ-2859/03)
Создается впечатление, что ФГОС в преподносимом нам виде — это представление о том, что, напичкав учеников знаниями, что, как и для чего надо делать, мы не только исключим массовые побеги с «физ-ры», но и подвигнем их на самостоятельные занятия.
Увы, за рамками урока физкультуры школьник не видит образцов, убеждающих его в том, что физкультура для всех и навсегда. Взрослое население: родители, педагогическая общественность не принимают физическую культуру как важную составляющую общекультурных ценностей. В данной ситуации не происходит главного — обращения сознания обучающихся к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности.
Это чревато физической деградацией школьников. Анализируя физическое состояние школьников, указывает на то, что «эпидемия физической пассивности привела к тому, что сегодняшнее поколение — самое малоподвижное в истории человечества».