Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как этап урока»
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА: ВИДЫ, ПРИЁМЫ, ПРИМЕРЫ СТРУКТУРА УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Лукояновская средняя школа №1
Галкина Инна Александровна
Рефлексия
- Самоанализ
- Самооценка
- «Взгляд внутрь себя»
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
- РЕФЛЕКСИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия эмоциональная
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ, СОГЛАСУЮЩИЙСЯ С ТЕМОЙ УРОКА
- ЦИТАТА КЛАССИКА
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
- ПОДБОР АССОЦИАЦИЙ
- РИСУНОК
Рефлексия содержательная
- синквейн
- кластер
- пирамида-отзыв
- пятиминутное эссе
- акрослово
- телеграмма
- реклама
Дорога добра (По сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
Синквейн (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)
- Верочка
- Умная, решительная
- Поддерживает, понимает, помогает
- Верная спутница жизни
- Жена!
- Алмазов
- Нерешительный, слабый
- Возмущается, раздражается, подчиняется
- Доверяется жене
- Муж
акрослово
- Опишите с помощью эпитетов образ цветаевской Москвы
- М – манящая
- О – огненно-купольная, отвергнутая
- С – святая
- К – колокольная
- В – вольная
- А - алтарная
Пирамида-отзыв
О чём книга? (Одно слово.)
2. Характер книги. (Два слова.)
3. Место и время действия. (Три слова.)
4. Главные события в книге. (Четыре слова.)
5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)
6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.)
7. О чём эта книга? (Дополните первую строку семью словами.)
8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Девять слов.)
Рефлексия деятельности
Понятие
Знаю
Хочу узнать
Узнал
« Лесенка успеха”
- нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;
- средняя ступенька – у меня были проблемы;
- верхняя ступенька – мне всё удалось.
Незаконченные предложения
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Анкета
Оцените свою работу с помощью фразеологизмов
развесив уши
Слушал краем уха
во все уши
в поте лица
Работал спустя рукава
заговаривал зубы соседу
МОЛОДЦЫ!!!
Формируемые УУД
- Личностные УУД – понимают значение знаний, стремятся к приобретению новых знаний, положительно относятся к учению.
- Регулятивные УУД – оценивают свою работу, осмысливают способы и приемы работы с учебным материалом, ищут наиболее рациональные способы и приёмы.
- Познавательные УУД - умеют структурировать знания; проводят анализ и синтез; устанавливают причинно-следственные связи.
- Коммуникативные УУД - высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания, представляют внутренний мир другого человека и причины его поступков, сотрудничают с учителем и сверстниками.
Структура урока развивающего контроля
- Цели:
- Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
- Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока развивающего контроля
- Написание учащимися варианта контрольной работы.
- Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.
- Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Формы организации урока развивающего контроля
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
- Педагогический контроль
- Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля (на примере урока развивающего контроля по русскому языку в 5 классе по разделу «Синтаксис и пунктуация») – 1 урок
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
- Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, самоопределение, способность к самооценке своих действий.
- Регулятивные: целеполагание, планирование.
- Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками.
2 этап. Актуализация и подготовка мышления учащихся(5 минут)
- Знакомство с алгоритмом работы:
- 1. Пишем диктант.
- 2. Сравниваем с эталоном.
- 3. Запомните, орфографические ошибки аккуратно зачеркиваем и пишем правильную букву сверху, на полях отмечаем палочкой.
- Запятые и точки или пунктуационные ошибки отмечаем на полях галочкой.
- 4. Просмотрите критерии, поставьте оценку.
- 5» - 1 пунктуационная или 1 орфографическая ошибка
- «4»- не более 2 орфографических и 2 пунктуационных
- «3»- не более 4 орфографических и 4 пунктуационных
2 этап. Актуализация и подготовка мышления учащихся(5 минут)
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
- Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других учащихся, формулируют собственные мысли.
3 этап. Целеполагание контроля (1 минута)
- Познавательные: развивают умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.
4 этап. Контрольная работа (25 минут)
- Познавательные: развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
5 этап. Самоконтроль (8 минут)
- Регулятивные: коррекция своей работы.
6 этап. Самооценка (2 минуты)
- Регулятивные: формирование умений адекватно оценивать свою работу.
7 этап. Рефлексия(1 минута)
- Личностные: понимают личностную ответственность за результаты деятельности, положительно относятся к учению.
- Регулятивные: оценивают свою работу.
2 урок. Анализ контрольного диктанта
- Исправляют ошибки, заполняя таблицу. (Сильный помогает слабому.)
Правильно
Правило
Примеры
Анализ контрольного диктанта
- Выполняют дифференцированные задания (выбирают их самостоятельно):
- - составляют предложения со словами, в которых были допущены ошибки,
- - составляют словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки,
- - составляют предложения по заданным схемам,
- - выписывают из составленных предложений все возможные словосочетания
или
- - выполняют комплексный анализ текста в ТПО.
Контроль над знаниями - самоконтроль
- При возникновении затруднений – обращаться к учителю за помощью, который должен поддержать его инициативу в направлении самооценки;
- При проверке работы – уметь работать с образцом и эталоном;
- При обнаружении ошибки – рассуждать по алгоритму рефлексивного анализа деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!