СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроке

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия на уроке

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроке»

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ

Е.А. Рачкова

Учитель начальных классов


Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание, уделяя обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Выделяют несколько классификаций рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Учитывая, что дети адаптируются и то, что они реагируют на эмоциональность учителя важно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния. (Её проведение) Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

(Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

: На уроках.которые мы наблюдали. р.д. частично была и предполагала ответы детей на отдельные вопросы, но работу можно было усилить в значительной степени)

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. (была произведена в обоих классах).

Вторая классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности:

1)физическую (успел – не успел);

2)сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3)интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4)духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1)выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3)быть средством самопознания.

Остановимся на некоторых видах рефлексии подробнее:

Способы обучения рефлексии:

  • устное обсуждение;

  • письменное анкетирование;

  • рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.

Устное обсуждение. Это подведение итогов,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось …

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось… и др.

Можно предложить и другие формы:

Упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Упражнение «Комплимент» Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов этого упражнения (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Вопросы, требующие многовариантных ответов:

  • Почему было трудно?

  • Что открыли, узнали на уроке?

  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?

  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?

  • Над чем заставил задуматься урок?

Благодарю… . В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«Одним словом». Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Выберите одну фразу для соседа по парте:

  • «Ты молодец».

  • «Я доволен твоей работой на уроке».

  • «Ты мог бы поработать лучше».

Анкетирование позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

« - » - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный,

« = » - ответил по просьбе учителя, ответ правильный,

« ! »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный,

« + » - ответил по своей инициативе, ответ правильный,

« 0 » - не ответил.

Анализ урока учащимися

  • Назовите, чем вы занимались на уроке?

  • Какие трудности ты испытывал на уроке?

  • Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная - работа в парах -

По карточкам - самостоятельная работа -

Работа в группах - коллективная работа -

Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -

Р исуночное изображение изменений целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картинка, музыкальный фрагмент). Применения этого вида рефлексивной деятельности дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, также используя, например «лестницу успеха» или «дерево достижений».

Букет настроения. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Напомним, какому настроению соответствует какой цвет:

  • красный - восторженное;

  • оранжевый - радостное, теплое;

  • желтый - светлое, приятное;

  • зеленый – спокойное;

  • синий - неудовлетворенное, грустное;

  • фиолетовый - тревожное, напряженное;

  • черный - упадок, уныние.

Шкала настроения. У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Работа с сигнальными карточками.

  • Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

  • Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

  • К расная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Лучики солнца. Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Кораблик.

- Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» – зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

Подведем итоги. Поставьте себе отметку, выбрав нужную фигуру:

1 ряд

2 ряд

3 ряд












Дерево чувств. Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.


Светофор.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного, карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Лестница успеха. Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Кто веселее? Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.














Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.


Залив правил













Лист самооценки.




Узнал что-то новое Научился



Расстроился Я Получил радость



Удивился Ничего не понял



Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Состояние моей души. Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.












Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

1. Что делало её более эффективной?

2. Что тормозило выполнение задания?

3. Что не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе?

- Кто или что сыграло решающую роль в том, что происходило в группе?

  1. Лидер, выдвинувшийся в ходе работы.

  2. Непонимание задачи, поставленной для совместной работы.

  3. Сама задача оказалась неинтересной, трудной.

- Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

1. В группе сохранилось единство и партнёрские отношения.

2. Единство в группе в ходе работы было нарушено.




Рефлексия учебной деятельности

Является одним из основных этапов в структуре урока, ориентированного на развитие способностей.

Цель этапа - осознание обучающимися метода собственной познавательной деятельности. Наличие этого этапа позволяет оформить процесс познания в виде следующего алгоритма:

  1. Установи, в чем существенное отличие новой ситуации от ранее известных;

  2. Найди инструмент, позволяющий осуществить переход от известного к неизвестному;

  3. Примени этот инструмент;

  4. Определи границы применения нового знания.

Чтобы ученики осознали перечисленные этапы познавательной деятельности, учитель в конце каждого урока организует коллективное обсуждение ответов на следующие вопросы:

  1. Чему вы научились…..?

  2. Что вам помогло выйти из затруднений?

  3. В чем вы видите применение полученного знания?

В конце урока открытия нового знания учащиеся проговаривают новый алгоритм или определение понятия, указывают метод его построения и границы применения.

Для положительного самоопределения детей к урокам математики важно, чтобы самооценка собственной учебной деятельности на уроке так же было со знаком «+». Поэтому на уроке полезно предложить учащимся фиксировать успешно пройденные ими этапы учебной деятельности по принципу накопление плюсов. Тогда в конце урока можно спросить:

- Что хорошо получилось?

- Над чем надо еще поработать?

В этом случае акцентируется внимание на позитивных моментах учебной деятельности ребенка, а негативные рассматриваются в конструктивном ключе.

Например, учитель в конце урока задает вопросы детям:

- С чем новым вы познакомились на уроке? (с переместительным свойством).

- Как, с помощью чего мы открыли переместительное свойство? (это была практическая работа, нам помог прямоугольник).

- Где пригодится новое знание? (Для решения задач, подсчета произведения).

- Кто на уроке больше всего нам помог?

- Кому помогал ты?

- Как оцениваешь себя на уроке? Что удалось, над чем поработать?

Этап «рефлексия деятельности» может закончиться игрой.

Например, при введении в 1ом классе числа 10 детям можно быть предложено, используя новые знания вычислить значения суммы и прочитать слово:

10=с 5 + 5

8=п 6 + 2

9=а 8 + 1

7=и 7 + 3

6=б 4 + 3

5=о 1 + 5

2+3

В итоге дети расшифровали слово «СПАСИБО» и ушли с урока в хорошем настроении.

Можно в конце урока предложить словосочетание «Дерево успеха». Каждый их учеников выбирает цветную карточки, оценивая свою работу на уроке:

  • Зеленую- не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

  • Жёлтая- допустил неточность

  • Красная- надо постараться и придет успех.

Листочки дети прикрепляют на дерево, и сразу видна общая оценка класса.

Этап рефлексии может и должен проводиться не только на уроках «открытия» новых знаний, но и на уроках закрепления и систематизации знаний, но и на уроках другой целевой направленности.

Так, урок повторения целесообразно заканчивать выявлением затруднений, методой их фиксирования и устранения в ходе урока.

Развивающий урок контроля знаний предполагает исследование и предварительную самооценку выполненной работы и т.д.

Рефлексия собственной учебной деятельности формирует в сознании алгоритм самостоятельности выхода из затруднения у детей с разным типом мышления.

Ребенок легко запомнит структуру деятельности, а «образник» запомнит состояние успеха и будет к нему стремиться.

Т.е. каждый из них получит инструмент саморазвития, который поможет ему стать творцом самого себя.