Лабораторно-практическая работа №1: Рисование объектов
Мы начнем создавать бланк некой фирмы. Нарисуем графические элементы логотипа и таблицы, научимся вращать, наклонять, перемещать и отражать нарисованные объекты, работать с группами фигур, а затем зададим фигурам цветную заливку и необходимый абрис, и отредактируем полученные контуры.
CorelDraw – это не одна, а целый набор программ, предназначенных для создания публикаций любой сложности. Мы будем использовать программу иллюстраций (собственно CorelDRAW).
Для запуска программы выберите меню «Пуск» группу программ «CorelDRAW Graphics Suite X5» смотрим рисунок 1.

Рисунок 1.
После запуска программы, перед вами откроется диалоговое окно «Быстрый запуск», в правой части окна на странице «Начать новый» нажмите на ссылку «Новый пустой документ». Дальше перед вами откроется следующее диалоговое окно, с возможностью указать необходимые параметры для создания нового листа. Мы не будем ничего менять, просто нажмем кнопку «ОК». Дальше Вы увидите рабочую область, белый фон и белый лист. Этот лист имеет формат А:4. Именно с этим листом мы и будем работать, рисовать, добавлять тексты и прочие элементы.
Сразу под стандартным заголовком окна находится меню.

Ряд кнопок вдоль левого края окна называют Панелью инструментов (ToolBox). Это панель служит и для выбора режима работы программы.
Панель управления находится на главном меню. В ней размещены значки, соответствующие наиболее часто выполняемым командам: открытию, сохранению и закрытию файлов и т.п.

Ниже панели управления расположен еще один ряд кнопок – Панель свойств. Это пульт управления объектами. Вид панели зависит от выбранного объекта и инструмента.

Вдоль правой границы окна расположена Палитра цветов.

Вдоль нижнего края окна CorelDRAW располагается Строка состояния. На ней в каждый момент работы отображаются сведения о выделенном объекте и положение указателя мыши относительно начало координат.

Для того чтобы получить подсказку относительно любого элемента управления, вам нужно лишь подвести к нему указатель мыши и чуть-чуть подождать.
Любые объекты и иллюстрации можно размещать только на листе.
В этой программе ваши файлы создаются, сохраняются, открываются также как и в других программах, только имеет свое специфическое расширение *.cdr
Многие инструменты и возможности похожи на стандартные функции, такие как масштабирование и т.д., мы их рассматривать не будем.
Рисование объектов
Создадим графический логотип некой фирмы.

Все элементы рисунка построены из графических примитивов с последующей редакцией контуров.
Создайте папку в папке «Документы» под своей фамилией и номером группы.
Сохраните документ в созданную папку, назвав её «Baby».
Не забывайте сохранять файл во время работы.
На панели инструментов найдите кнопку в виде лупы, после чего выделите верхнюю половину рабочего листа. У Вас должно отображаться только половина листа. См.рис.2
Дальше Вам необходимо сделать направляющие. Вокруг рабочей области имеется линейка по горизонтали и вертикали. Наведите указатель мыши прямо на линейку, и, удерживая левой кнопкой мыши, перетащите указатель в примерно на середину. См.рис.2

Рис.2
Пока направляющая выделена, она имеет красный цвет, как только вы щелкните по рабочему листу, станет синей. Синий цвет значит, она не активна. Если дважды щелкните по направляющей, в начале и в конце ее видимой части появляются изогнутые двуглавые стрелки, а в центральной части – кружок с точкой. Эти элементы называются манипуляторами. Вы вошли в режим поворота направляющей. Если нажать на этой двуглавой стрелке и перетащить указатель в нужную сторону, направляющая будет наклоняться вслед за ним. При этом вращение производится относительно центрального манипулятора. Для того, чтобы просто подвинуть ее, но не наклонять, нужно щелкнуть на любом другом ее участке и перетащить выбранную линию на другое место. Для удаления просто выделите, и нажмите клавишу Delete.
Чтобы точно разместить направляющею посередине, дважды щелкните по ней, откроется окно параметры. Установите параметры как указано на рисунке 3.

Рис.3
Выберите инструмент Эллипс на панели инструментов. Указатель примет крестика с расположенным рядом эллипсом. Обратите внимание на изменение содержания панели свойств (см.рис.4).

Рис.4
Теперь на ней присутствуют значки и поля ввода для работы с эллипсом.
Для того чтобы построить эллипс, начиная от угла, выполните следующие действия:
Подведите указатель мыши в положение, приблизительно соответствующее координатам х40, у260. Щелкните на странице. Вы выбрали левый верхний угол габаритного прямоугольника, в который будет вписан эллипс.
Перетащите указатель мыши вниз и вправо. На странице появится эллипс. Не отпуская кнопки мыши, поводите указателем в разные стороны. Эллипс меняет вид, следуя за движениями указателя. Добейтесь, чтобы он выглядел как на рисунке.
Отпустите клавишу.
На панели свойств после выделения любого объекта есть следующие элементы:

Поле координат. Изменять положение объекта на странице можно, вводя в поля координат соответствующие числа.
Инструментом Указатель (Pick Tool) выделите построенный эллипс.
Щелкните на верхней строке поля координат. Задайте точное значение координат объекта по оси абсцисс - 105.
Нажмите клавишу Tab. Вы перейдете в нижнюю строку. Введите значение по оси ординат — 260. Нажмите клавишу Enter. Эллипс «встал на место».
Точный размер логотипа 65x45. Задайте его тем же способом, что и местоположение, введя соответствующие значения в строки поля размеров.
К сведению. Поле масштаба и кнопка непропорционального масштабирования. Они служат для изменения размеров объектов. В обеих строках при выделении объекта находится значение 100% (объект не изменен). Степень увеличения (уменьшения) вертикального и горизонтального размеров объекта задается в процентах к исходному размеру. Что при этом произойдет с объектом, зависит от состояния кнопки непропорционального масштабирования. На ней изображен замочек. Если она нажата (замочек открыт), при изменении одного из размеров второй не меняется, и размер изменяется непропорционально.

Переключатель Эллипс-Сектор-Дуга. Щелкните на кнопке Сектор (где изображен эллипс с вырезанным кусочком). Программа вырезала правую нижнюю четверть эллипса. Вернитесь в исходное состояние, щелкнув на кнопке Эллипс. Третья кнопка превращает эллипс в дугу. Как видите, образовавшийся объект имеет два узла.
Поле начального и конечного угла. В нем производится корректировка вида дуги или сектора. Введите произвольные числа или несколько раз нажмите на маленькие кнопки со стрелками рядом с этими строками. Посмотрите, как меняется внешний вид фигуры.
Кнопка направления дуги. Нажмите на нее. Начало и конец дуги поменялись местами.
Сектор и дуга - фигуры несимметричные. Проанализируйте на их примере действия кнопок отражения, а затем снова превратите свою фигуру в эллипс, нажав одноименную кнопку. К остальным элементам панели свойств мы вернемся по мере изучения материала.
Начнем создавать голову девочки. Это тоже эллипс, его мы построим по-другому — не от угла, а из центра.
Выберите инструмент Эллипс (Ellipse Tool). Щелкните в точке, расположенной примерно посередине первого эллипса (эта точка находится на направляющей).
Нажмите клавишу Shift. Удерживая ее, перетащите указатель. За указателем потянется эллипс, центром которого является выбранная вначале точка. Постройте фигуру с нужным соотношением сторон и размерами.
Отпустите левую кнопку мыши, и только после этого отпустите клавишу Shift.
Теперь построим не произвольный эллипс, а точный круг - круглый глаз девочки. Вы можете строить его как из любого угла, так и из центра, аналогично построению эллипса.
Выберите инструмент Эллипс (Ellipse Tool).
Подведите указатель к нужному месту, нажмите кнопку мыши и клавишу Ctrl (в некоторых версиях Ctrl+Shift). Не отпуская этой клавиши, перетащите указатель.
Отпустите сначала кнопку мыши, затем Ctrl.
Приведите иллюстрацию к окончательному виду, нарисовав еще два эллипса сверху.
Также, применяя фигуру эллипс, нарисуем нос девочки. В данном случае необходимо нарисовать круг и, превратив круг в дугу, ввести значения для начала и конца дуги - 55 и 295 соответственно. Центр получившегося носа поместите немного левее направляющей.

Рисование прямоугольников и квадратов
Эта напоминает предыдущую операцию. Прямоугольник можно строить из любого угла и из центра, в этом случае следует держать нажатой клавишу Shift. Если при построении прямоугольника нажать и не отпускать клавишу Ctrl, то получится квадрат.
Для построения выберите инструмент Прямоугольник (Itectangle Tool). Указатель принимает вид крестика с находящимся рядом прямоугольником. Панель свойств несколько изменила свой вид. В левой части остались поля координат объекта, а в правой появились команды редактирования прямоугольников.

Специфическая функция редактирования для прямоугольников только одна - скругление углов. Величина скругления задается в четырех полях ввода, помеченных значками углов. В каждом поле задается скругление соответствующего угла. Справа от полей находится кнопка (Round Corners Together) с изображением замка. По умолчанию она нажата (замок, нарисованный на ней, заперт). В этом случае величина скругления одинакова для каждого из углов. Значение, введенное в любое из полей, автоматически появляется и в остальных трех. Однако скругление можно задать и отдельно для каждого из углов. Для этого щелкните на кнопке с замком. Изображенный на ней замок будет открыт. В этом случае введенное значение будет действовать только на соответствующий угол. Если задать скругление углов в отсутствие выделенных объектов, то по умолчанию все вновь создаваемые прямоугольники будут иметь скругленные углы. Убедитесь в этом, выполнив следующие действия:
Выберите начальную точку, нажмите на ней выбранным инструментом и постройте фигуру нужного вида.
Постройте три прямоугольника, один под другим, как на рисунке. Нарисуйте их разными способами – из угла и из центра.

Нарисуйте квадрат. Не забудьте при этом удерживать Ctrl. Сотрите этот пробный объект.
Выберите нижний прямоугольник. Задайте величину скругления углов при нажатой кнопке (Round Corners Together). Узлы удваиваются и расходятся. В результате углы прямоугольника все больше закругляются. Нажмите на кнопку (Round Corners Together), открыв замок. Введите в поля ввода для верхних углов, увеличенные значения скругления.

Степень скругления углов можно задавать точно в строке ввода на панели свойств. Для интерактивного редактирования всех углов одновременно выделите объект, подведите указатель к узлу прямоугольника (все узлы будут выделены и примут вид больших черных точек) и перетащите узел на нужное расстояние. Изменятся все углы. Чтобы изменить форму только одного из углов, щелкните на любом из его узлов. Данный узел выделится, остальные – нет. Перетаскивание одного узла изменит только его вид.
Рисование многоугольников
Для создания многоугольников с различным числом сторон выполним следующие действия:
Выберите инструмент Многоугольник (Polygon Tool). Указатель превратится в крестик с находящимся рядом пятиугольником.
Выберите начальную точку и перетащите ее вправо и вниз. По умолчанию число сторон многоугольника – пять. Прослеживается полная аналогия с построением прямоугольников и эллипсов. Построение многоугольника также может проводиться из угла или из центра (с удержанием клавиши Shift). Если при построении удерживать Ctrl, то будет построен правильный многоугольник. Построенный нами пятиугольник окружен манипуляторами, как любой объект, и имеет 10 узлов - по одному на каждом из углов и в середине каждой стороны. Вершина пятиугольника (как и любого многоугольника с нечетным числом сторон) при построении его сверху вниз направлена вверх.

Число сторон многоугольника можно менять. Соответствующая строка ввода на панели свойств помечена изображением контура пятиугольник (в более ранних версиях в виде звездочки)
. Введите число 3 в строку ввода числа сторон многоугольника. Объект превратится в треугольник.
Рисование простых фигур предопределенной формы
Группа инструментов с общим названием Основные фигуры (Perfect Shapes) позволяет создавать фигуры заданной формы. Откройте эту группу и рассмотрите инструменты

Выберите инструмент Основные фигуры (Basic Shapes) из группы. С его помощью создают несложные фигуры разной тематики. В панели свойств инструмента появились элементы управления инструментом. Щелкните на кнопке Правильные фигуры (Perfect Shapes) в панели свойств, и перед вами откроется графический список фигур, которые можно построить этим инструментом.
По умолчанию активен первый образец. Поместите указатель в поле документа и, нажав кнопку мыши, перетащите его. Вы увидите растущий вслед за указателем параллелограмм. Отпустите кнопку мыши, и построение фигуры будет завершено.

В левом верхнем углу созданной фигуры имеется красный ромб. Это особый манипулятор, с помощью которого варьируют ее форму. В терминах программы этот манипулятор носит название «глиф» (gliph). Поместите указатель на глиф и перетащите его. Наклон и ширина параллелограмма меняется. Когда вы отпустите кнопку мыши, фигура будет зафиксирована.

Выберите другой образец в списке панели свойств, например, изображение страницы с отогнутым уголком. Постройте данную фигуру. Глиф у нее находится в нижней части. Перетащите его вправо и влево – как видите, для этой фигуры глиф управляет величиной загнутого уголка.

Остальные инструменты группы предназначены для построения стрелок, простейших диаграмм и ярлычков. Не все создаваемые объекты имеют глифы. Мы используем в нашем логотипе инструмент Звезды (Star Shapes). В частности, заменим большой эллипс на звезду с тридцатью двумя концами (многоконечная звезда с цифрой 32 внутри), далее поместим внизу логотипа ленту для будущей надписи.
Удалите все пробные объекты и большой эллипс.
Выберите инструмент Звезда и на панели свойств установите улов 32 и резкость 10.

Установите указатель на направляющей, проходящей через центр логотипа. Нажмите клавишу Shift и перетащите указатель. Фигура создается из центра. Построенная звезда имеет один глиф, который управляет длиной концов звезды. Подтяните края так, чтобы он точно лег на круг.

Далее, верхний эллипс удалите.
Далее выберите Фигуры баннера, установите указатель на направляющей, проходящей через центр логотипа, немного выше нижней точки только что созданной звезды. Нажмите клавишу Shift и перетащите указатель.
Отпустите кнопку мыши, и лента будет построена. Созданный объект имеет два глифа. Красный можно перемещать влево и вправо. Он управляет соотношением длины центрального отрезка ленты и двух боковых. Желтый глиф задает степень изгиба ленты. Он может двигаться вверх и вниз. Перемещая глифы, добейтесь формы ленты, представленной на рисунке.
Рисование линий
Линии произвольной формы создают с помощью инструмента Кривая (Freehand Tool). Его всплывающее меню содержит собственно инструмент Кривая (Freehand Tool) (кнопка с изображением карандаша) и специальные инструменты, которые рассматриваются далее.
На панели свойств при выбранном инструменте Кривая (Freehand Tool) присутствуют все поля и кнопки, общие для объектов. Поэтому с линиями можно проводить те же операции, что и с фигурами – задавать координаты, изменять размер, наклонять, вращать, отражать.
Создадим прямую линию:
Выберите инструмент Кривая. Указатель принял форму крестика и проведенной рядом с ним кривой линии.
Подведите перекрестье указателя к начальной точке с координатами 100; 278. Щелкните, и отпустив клавишу мыши переместите указатель вправо и чуть вниз.
За указателем потянется линия. Когда она достигнет нужной длины, еще раз щелкните на иллюстрации. Создана прямая наклонная линия.
Эту линию можно продолжить. Линия, требующая продолжения, должна быть выделена. Подведите указатель к одному из концов линии (в нашем случае к правому). При этом конец линии принимает форму квадратика, а вид крестика указателя также меняется. Щелкните на конце линии и проведите еще одну прямую. Так нарисуйте локоны девочки. Ничего, что они такие угловатые, чуть позже мы исправим и это.
Нарисуйте линию, отделяющую логотип от остального бланка. Для рисования строго горизонтальных линий щелкните в точке с координатами 10; 225 и ведите указатель по горизонтали вправо при нажатой клавише Ctrl. Щелкните на конечной точке, и лишь после этого отпустите клавишу Ctrl. Аналогичным образом строятся и вертикальные линии.
Рисование кривых линий практически не отличается от рисования на бумаге.
Щелкните на точке 101; 260. Не отпуская левую кнопку мыши, нарисуйте первый волос для челки девочки, затем отпустите кнопку. Созданная кривая линия имеет несколько узлов, выделенных маленькими черными квадратиками. Если узлы на кривой не видны, то увеличьте масштаб отображения страницы.
Возможно, волос получился не таким ровным, как хотелось бы. Отредактируйте его. Для этого поведите указатель к узлу. Квадратик стал белым, а указатель превратился в треугольную стрелку с крестиком. Щелкните на узле (он стал выделенным) и перетащите его в нужную сторону, меняя форму кривой. Таким образом, отредактируйте все точки на кривой.
Для редактирования концов линии нужно выбрать инструмент Указатель (Pick Tool), а не Кривая (Freehand Tool). При редактировании указатель меняет форму со стрелки на треугольную стрелку с крестиком.
Если у вас дрогнула рука и на кривой явно присутствует лишний узел (их должно быть три), его можно удалить. Подведите к узлу указатель и щелкните на нем. Квадратик приобрел черный цвет. Теперь на рисунке выделен только этот узел. Нажмите клавишу Delete, и лишний узел исчезнет.
Продолжая, таким образом, нарисуйте еще четыре волоса, и вы получите неплохую челку. Также используя инструмент, Кривая, создайте улыбку девочки.
Концам линии можно придавать различную форму (например, стрелки) и изменять ее стиль на пунктир различной конфигурации. Для этого воспользуйтесь списками в средней части панели свойств.
Первый раскрывающийся список предназначен для определения наконечника начала линии, то есть точки, с которой вы начали ее рисовать. Щелкните на нем и выберите наконечник для выделенной линии (волоса) щелчком на нужном элементе. В открывающемся списке видна только часть доступных наконечников. Для просмотра всех элементов воспользуйтесь полосами прокрутки. В последнем списке аналогичным образом выбирают наконечник для конца линии (выберите его). В среднем списке можно установить стиль линии – сплошная или пунктир различного вида. Откройте список и выберите стиль линии. Затем верните линию в исходное состояние - сплошная, без наконечников.
Рисование фигур произвольной формы
Кроме незамкнутых кривых с помощью инструмента Кривая можно рисовать фигуры произвольной формы, ведь любая из них состоит из отрезков прямых и кривых линий. Создайте кривую. Продолжите нарисованную линию и подведите при рисовании ее конец к начальной точке. Конец и начало сольются в единую точку, и кривая превратится в фигуру, которую нельзя отнести ни к одному из типов, нарисованных ранее. Контур этой фигуры можно редактировать так же, как и незамкнутую кривую.
Незамкнутую кривую можно замкнуть автоматически. Для этого выберите кривую и щелкните на кнопке Замыкать автоматически на панели свойств.
Полученный в результате ручного или автоматического замыкания линии объект называется контуром и отличается от графических примитивов, создаваемых с помощью инструментов рисования. Основных отличий два:
Контур можно редактировать, произвольно изменяя его форму. Он не обладает специальными свойствами – такими, как атрибут скругления углов у прямоугольника или степень звездообразности многоугольника.
Графические примитивы можно переводить в контуры, выделив нужный объект и щелкнув на последней кнопке панели свойств (изображен кружок с четырьмя узлами). Обратная операция невозможна.
Только после успешной законченной работы пригласите преподавателя для демонстрации своего проекта.
СОХРАНИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ В СВОЕЙ РАБОЧЕЙ ПАПКЕ!