Тема урока:
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
( 4 класс «Б», УМК «Школа России»)
Учитель –Ларионова Елена Борисовна
Цель урока :
Формирование умений распознавать родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных множественного числа.
Планируемые предметные результаты
Научатся определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.
Метапредметные УУД
Познавательные: научатся самостоятельно находить способы решения проблемной ситуации, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в парной работе, договариваться друг с другом.
Личностные результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека
Образовательные ресурсы-компьютер, интерактивная доска, проектор, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в команде, учебник «Русский язык. 4 класс», авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация к уроку, светофоры(цветные карандаши) для самооценки и помощи другу.
Тип урока- изучение нового материала
ХОД УРОКА.
I. Организация начала урока СЛАЙД № 1
Утром в школу мы бежим.
И на лужи не глядим.
Под ногами путь лежит,
В небе солнышко блестит.
На уроке тишина,
А на улице…(весна).
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
Принимать и сохранять организационные задачи.
А РОДИНА НАША СКОРО ОДЕНЕТСЯ В РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ
II. Актуализация знаний.
II-А). Каллиграфическая работа. СЛАЙД № 1(а)
-Ребята, c какого звука начинается слово РОДИНА?- [ p]
-Дайте характеристику этому звуку?
- Запишите в тетрадь слоги и буквенные сочетания, используя букву « Р». - Обратите внимание на верхние и нижние соединения.
Рр Ро Ра Рв Рл Рн Рк
рр ро ра рв рл рн рк
II-в-
словарная работа. (работа в парах). Индивидуальная работа – 2 ученика
.СЛАЙД 2
Вставьте буквы, запишите словарные слова, поставьте ударение ,подчеркните орфограммы, проверьте друг друга!
III. Самоопределение к деятельности
-НАЙДИТЕ СПРЯТАННОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ,ЗАПИШИТЕ ЕГО, ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ.
(должно получиться –«ХОРОШИХ»)
-ТРУДНО?
-Почему? А что надо чтобы определить падеж? (выдвижение проблемы на уроке и пути ее решения)
Слайд №3
-Итак, как определить падеж прилагательного? Что для этого надо?- (ответы детей) –на экране постепенно появляется алгоритм действий
Слайд №4
-Послушайте отрывок песни Михаила Матусовского «Родина» в исполнении Марка Бернеса, какие словосочетания со словом ХОРОШИХ вы услышали?(на слайде постепенно появляются словосочетания)
- О КАКИХ ПАДЕЖАХ МЫ СЕГОДНЯ ВЕДЕМ РЕЧЬ?
- ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ НАШУ ТЕМУ
Сегодня я предлагаю вам поработать в команде
-сначала вспомним простые правила- СЛАЙД №5
-перед вами текст песни Михаила Львовича Матусовского « Родина »
-вам надо найти словосочетания –существительное + прилагательное в единственном и множественном числе, выписать их и определить падеж у прилагательного
IV. Работа по теме урока. СЛАЙДЫ № 6 ,7, 8
Итак, в чем были трудности-( в определении падежей)
Чтобы решить нашу проблему мы немного отдохнем и обратимся к нашему учебнику
V . Физминутка.
VI/Получение новых знаний.
Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.93, рассмотрите схемы в упр.90(УСТНО)
--какой вывод можно сделать?
(Прилагательные множественного числа в Родительном , Предложном падежах имеют окончания –ЫХ, -ИХ)
-(А также в Винительном падеже одушевленная форма существительного)
Упр.91 с. 43 –выполнить письменные задания к упражнению.
VII. Рефлексия.
Работа по учебнику.
Упр.94 с. 44- самостоятельное выполнение по вариантам
Проверка слайд №9
VIII . САМООЦЕНКА .-Оцените свою работу на уроке.
IX. Итог.
-Как различить имена прилагательные мн. числа в Р.п. и П.п.
X. Домашнее задание - упр.93 стр. 44
Слайд10
постепенно появляются фото и слова «Учим песню!!»
Найдите и выпишите словосочетания с прилагательными во множественном и единственном числе,
ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ у имен прилагательных во множественном числе
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
С чего начинается Родина?..
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
++Живущих, горящих - не являются прилагательными