Уважаемые родители! Перед нами стоит серьезная задача развития детей младшего дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Что такое сенсорное воспитание? Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т.е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами.
Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (ответы родителей) Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
"Сенсорное развитие детей раннего возраста"
1 младшая группа
Выполнила: Степанова О.С.
Воспитатель МКДОУ д/с №262
не продуманной развивающей средой, без учета индивидуального развития каждого ребенка. Развивающие занятия также не могут проводиться без игровой мотивации, без обновления игрового материала, без новизны и неожиданности.
Поэтому вместе с вами мы создали в группе соответствующую предметно-развивающую среду, оборудовали центр песка и воды, дидактический столик с нанизывающимися на стержень кольцами, кубиками, шариками, пирамидками, другой строительный материал.
Дети с удовольствием играют на песочном столике, где разместилась «Киндер-страна» со своими жителями – маленькими песочными человечками.
В емкости с водой «прячутся» водяные человечки, на остальной территории хозяйничают тряпичные игрушки с секретом «Кругленок», «Квадратенок» и «Треугольничек».
Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на психику детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.
Играя с природным материалом, с кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий» и т.д.
Малыши также начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.
Развитие игр с природным и строительным материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми,
Для осязания:
Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой;
Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);
Разные по форме мелкие предметы;
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Для обоняния:
Развитие вкусовых качеств:
Лимоны, бананы, леденцы, чеснок, овощи, пряники, баранки и т.д. (вносимые по мере необходимости).
Я благодарна за то, что вы изготовили сенсорные дорожки для пальчиков, сенсорную доску, сенсорные картинки. Для каждого ребенка в нашей группе найдется занятие по душе, интересный предмет, яркая игрушка.
Я предлагаю вам организовать в домашних условиях игровую зону, где дети будут лепить из песка, играть с водой.
Я предлагаю сейчас обратить внимание на материал, сделанный из бросового материала, который развивает у детей знания о цвете, форме, величине предметов: погремушки из бутылок, игры с магнитом, игры с красками, волшебный мешочек, игры с бумагой, а так же игры по определению формы, цвета, величины. Своими руками мы сделали игры для развития зрения: Цветовые пятна – кляксы различной формы; Картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован);Разноцветные полупрозрачные шарфы; Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).
Для развития слуха: Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы (кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д; Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, музыкальные инструменты.
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
3. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!
Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!
