СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Просмотр содержимого документа
«Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.   

Наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики, а именно ее развитие играет первостепенную роль в дошкольном возрасте. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека,
поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к рисованию и письму, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. У детей в этом виде деятельности  активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи.

Игры с пальчиками - это еще и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Выполняя пальчиковые упражнения и сопровождая их короткими стихотворениями, речь ребенка станет более чёткой, ритмичной, яркой. Пальчиковые игры и упражнения – это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка, пробуждающий воображение и фантазию.  Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.


Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет.
1. «Это я»

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Это глазки. - Вот, вот.

Это ушки. - Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох! устали вытрем лоб!

2.  « Варежка»

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». -Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: -Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла!»- Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь,-Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

3. Фрукты

Как у нашей Зины фрукты в корзине: -дети делают ладошки «корзинкой»

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали, - Сгибают пальчики, начиная с мизинца
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
Вкуснее наших фруктов нет! - Гладят живот

4. Хлеб

Муку в тесто замесили- Сжимают и разжимают пальчики
А из теста мы слепили: - Прихлопывают ладошками, «лепят»
Пирожки и плюшки, -Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи. - Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно!- Гладят живот

5. Дружные пальчики

Эти пальчики щипают, - Большим и указательным пальцем щипаем ладонь

Эти пальчики гуляют, - Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,- Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать, - Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. - Крутим большим пальцем вокруг мизинца.