РОЛЬ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор работы:
Назарова Варвара
ученица 11 «Б» класса,
Научный руководитель:
Гуськова Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы
ВВЕДЕНИЕ
А. С. Пушкин называл природу «хранителем милых чувств », М. Ю. Лермонтов считал ее « проявлением Бога, который позволяет гармонично устроить мир вокруг» , С. А. Есенин сравнивал русскую природу с раем на Земле , А. А. Фет, рассуждая на тему пейзажа, утверждал: « Нельзя пред вечной красотой не петь, не плакать, не молиться» , И. А. Бунин называл природу «миром очарования», Б. Л. Пастернак видел в ней свою Музу , М. М. Пришвин писал: « Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты », К. Г. Паустовский считал: « Человеку нельзя жить без любви к природе, как нельзя жить без сердца».
ГИПОТЕЗА
Природа является не только фоном для повествования, но и самостоятельным героем, позволяющим читателю глубже понять идейный замысел автора и внутреннее состояние героя. Изучая произведения, в которых большое внимание уделяется природе, читатель получает особенные, непохожие ни на что, эмоции, способные помочь человеку набраться жизненных сил, преумножить его нравственные запасы и, словно родниковая вода, напитать определённой энергией.
Ф.И.ТЮТЧЕВ «НЕОХОТНО И НЕСМЕЛО»
Пейзажи автора всегда динамичны, но именно данное стихотворение производит особое впечатление на читателя.
Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил как зрительными образами, так и звуковыми, тактильными, что позволило читателю ощутить себя на месте лирического героя, восхищенного красотой раскатов грома, он взволнован переменами, происходящими не только в природе, но и его душе.
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей…
А.А.ФЕТ «ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ»
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Спокойствие, умиротворение и воодушевление героя передается через строки стихотворения, благодаря мастерству автора.
Сам Фет считал, что поэзия должна быть прекрасной, она не должна быть связана с проблемами и тяготами жизни. Основная цель лирики, как считал поэт, – это воспевание красоты мира, служба всему прекрасному.
А.А.БЛОК «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»
Тема летнего деревенского вечера позволяет осознать, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, помогает ему почувствовать себя свободным. Читателю данное стихотворение дает возможность пережить все эти эмоции вместе с лирическим героем.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
Б.Л.ПАСТЕРНАК «ИЮЛЬ»
- Уникальный и неповторимый образ июля, предстающего перед читателем в виде дачника-озорника, приехавшего погостить к близким друзьям.
- Стихотворение повествует о неразрывной связи жизни человека и природы, детальное описание которой погружает читателя в атмосферу, задуманную автором.
Согласно философии Пастернака, такие понятия, как любовь, природа и творчество составляют основу человеческой жизни
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…» Переживания Лизы отступают после объяснения Эраста в чувствах - «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Целомудренные отношения героев - «Всякий вечер виделись … всего чаще под тению столетних дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». " width="640"
Н.М.КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА»
«Пейзаж в начале ее был дан не как простое описание, а как увертюра, вводящая в соответствующий круг эмоций»
Г. А. Гуковский
- Лиза встревожена и счастлива из-за чувства любви - «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»
- Переживания Лизы отступают после объяснения Эраста в чувствах - «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»
- Целомудренные отношения героев - «Всякий вечер виделись … всего чаще под тению столетних дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».
«Между тем блеснула молния и грянул гром … Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Тело девушки похоронили под «мрачным дубом», который на протяжении всего произведения наблюдал со стороны за самыми яркими и эмоциональными событиями в жизни героини. Пейзаж показывает все глубину переживаний героев, а также раскрывает идейный замысел произведения – любовь – наивысшее чувство, которое может испытать человек. " width="640"
- Перемены в душе главной героини, она ощущает себя преступницей - «Между тем блеснула молния и грянул гром … Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности»
- Тело девушки похоронили под «мрачным дубом», который на протяжении всего произведения наблюдал со стороны за самыми яркими и эмоциональными событиями в жизни героини.
Пейзаж показывает все глубину переживаний героев, а также раскрывает идейный замысел произведения – любовь – наивысшее чувство, которое может испытать человек.
А.С.ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
- Любовь к природе – отличительная черта Татьяны Лариной
- Героиня с детства была близка с природой, только природе Татьяна могла поведать свои тайны, ведь «в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Девушка буквально живет по законам природы:
Читатель знакомится с Татьяной на лоне природы:
Пора пришла, она влюбилась.
Теперь она в поля спешит…
Так в землю падшее зерно
Теперь то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Весны огнем оживлено.
Татьяну прелестью своей.
Переплетая описание природы и образа героини, Пушкин явно доказывает, что Татьяну нельзя отделять от природы, тем самым раскрывая чувственность, вдумчивость и глубину натуры героини.
Портрет героини написан «движеньем света»:
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Сама Татьяна является отражением зимней стужи, она — необузданная стихия льда и метели, которой со временем суждено переродиться и расцвести.
Татьяна (русская душою.
Сама, не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Луна в романе абсолютно чиста, на ней нет ни пятнышка. Так и душа Татьяны чиста и непорочна, ее мысли, стремления так же высоки и далеки от всего пошлого и приземленного.
Сам А. С. Пушкин считал природу источником гармонии, внутреннего покоя, силы, мудрости и духовной тонкости.
И.С.ТУРГЕНЕВ «АСЯ»
«Ася - милое, свежее, свободное дитя природы»
Д. И. Писарев
При помощи динамичного, красочного, выразительного пейзажа автор изображает неповторимую и легкую натуру главной героини.
С появлением главной героини пейзаж в произведении кардинально меняется: с унылого и «дряхлого» на привлекательный и «чудесный»
Ася очень чувственная, ранимая, впечатлительная, но в то же время изменчивая и противоречивая натура, поэтому господин Н. Н. сравнивает ее с хамелеоном: «Что за хамелеон эта девушка?»
Через возникающий в монологе Аси образ птицы автор раскрывает такую черту характера девушки как свободолюбие.
Героиня неразрывно связана с природой: дикая яблоня, крапива, акация – вот мир, окружающий Асю, понятный ей, частью которого она является.
- Для более глубокого понимания нежности Аси автор прибегает к использованию символики цветов – веточка герани, являющаяся символом любви и гармонии.
- Перед отъездом Аси царственный Рейн становится символом расставания – возлюбленные теперь находятся на разных жизненных берегах
- Пейзаж откликается на печальные события финала: все в природе увядает, перестает расти и цвести: «Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».
Пейзаж в повести помогает читателю не только разобраться во внутреннем состоянии героев, но и понять смысл произведения – у счастья нет завтрашнего дня, нужно быть счастливым именно сейчас.
А.Н.ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»
«”Грозу” не Островский написал… “Грозу” Волга написала»
С. А. Юрьев
- С самого детства мир природы был для героини более близок, чем мир людей, поэтому попав в Калинов чистая и непорочная Катерина начала задыхаться
- В Калинове героиня словно птица со связанными крыльями: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…».
У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей. Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее.
- После сцены измены Катерина чувствует приближение грозы, которая, по мнению главной героини, вознамерилась ее наказать.
- На деле гроза олицетворяет страдания робкой Катерины
- В финале произведения идет проливной дождь, будто природа оплакивает главную героиню, глубоко сочувствуя ей
- Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы.
У Островского пейзаж является вполне самостоятельным героем, выступающим в роли катализатора человеческих чувств и эмоций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Моя гипотеза подтвердилась
Природа:
- выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
- является источником эмоций для читателя, который при помощи литературы способен пополнить свой запас жизненных сил;
- описывает образ героя: его переживания, эмоции и настроения
- помогает понять душевное состояние персонажей
- является средством донесения до читателя идейного замысла автора, эмоционального настроя, чувств персонажа;
- сопровождает персонажей во время их душевных и нравственных перемен;
- погружает в мир философских рассуждений;
- при помощи символов природы акцентирует внимание читателя на определённых деталях произведения.