Рост профессионализма педагогов как основной фактор повышения качества образования
Е.Ю. Суровцева
Саратовская обл., г. Новоузенск,
Новоузенский сельскохозяйственный техникум
Изменения, происходящие в социально- экономической сфере нашей страны, предъявляют новые требования к системе среднего профессионального образования и к личности педагога. Современный преподаватель - это профессионал, свободно ориентирующийся в быстро меняющемся информационном пространстве.
Над вопросом повышения профессионализма преподавательского коллектива работает методическая служба техникума. Эта работа ведется по различным направлениям.
За последние годы преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин прошли различные курсы повышения квалификации по инновационной деятельности (г. Самара), информационным технологиям (г. Саратов), современным педагогическим технологиям (г. Казань) и др. Для всех специалистов техникума были организованы выездные курсы по специальностям, а в 2010 году - по управлению качеством профессионального образования, г. Москва.
Специалисты приняли участие в информационном семинаре для преподавателей аграрных вузов и ссузов России в г. Краснодаре «Новые методы подготовки специалистов в АПК».
Традиционным стало участие в научно - практических конференциях российского уровней в г.г. Воронеж, Кемерово, Тверь. Члены педагогического коллектива участвуют в работе областных методических объединений, где можно обменяться опытом и получить ответ на все интересующие вопросы.
Методическим кабинетом ежегодно организуется конкурс “Лучший преподаватель”. В прошедшем учебном году два преподавателя - победителя внутритехникумовского этапа приняли участие в региональном конкурсе “Преподаватель года - 2009”: один стал его победителем, а второй - получил диплом в номинации
«За системный подход в обучении».
Большое внимание в нашем учебном заведении уделяется внутреннему повышению квалификации. Каждый преподаватель имеет индивидуальный план повышения педагогического мастерства, при составлении которого учитываются требования к преподавателю соответствующей квалификационной категории и к современному уровню преподавания.
Планом работы методического кабинета предусмотрены методические дни, как одна из форм повышения педагогического мастерства. В их рамках вначале проводится педагогический Совет с указанной темой, а затем – соответствующие мастер-классы. Их проводят самые опытные преподаватели, которые в совершенстве владеют методикой преподавания и могут многому научить остальных. Еще одной возможностью самосовершенствования наряду с мастер-классами является посещение открытых занятий.
Росту профессионального мастерства способствует обучающий семинар для преподавателей по современным педагогическим технологиям. Здесь изучаются новые технологии, методики, формы и методы организации учебного процесса. В прошедшем учебном году семинар был тематический: все занятия посвящены использование кейс - метода в образовательном процессе.
С целью обновления знаний в сфере информационных технологий также проводятся обучающие семинары. В 2010 году был проведен такой семинар по применению тестовой оболочки “VERAL TEST”. В результате данная программа была использована при составлении тестов для проведения итоговой государственной аттестации по специальностям подготовки.
Так как 10% коллектива техникума - молодые преподаватели, то для них работает школа начинающего преподавателя. Планом её работы предусмотрены вопросы учебно - воспитательного процесса, методики ведения занятий, индивидуальные консультации для начинающих преподавателей, посещение их занятий коллегами-профессионалами.
В методическом кабинете накоплен богатый материал по современным педагогическим технологиям, методические разработки, обобщение опыта работы преподавателей. Всё это используется преподавателями при подготовке занятий, работе кружков и клубов.
Традиционно в январе каждого года в техникуме проводится педагогическая конференция. Темы могут быть самые разные: “Речевой имидж преподавателя”, “Педагогический менеджмент и корпоративная культура” и т.д., но все они вызывают интерес участников, так как способствуют расширению общего кругозора и развитию личности преподавателя.
Требования к современному преподавателю постоянно растут, и мы должны им соответствовать. А значит, есть над чем работать и что совершенствовать.