Тема: Семейство Розоцветных. 7 класс.
Задачи:
сформировать знания об основных признаках семейства; научить составлять морфологическое описание растений, сравнивать их, находить сходства в строении и на основе этого выявлять родственные связи.
создать условия для формирования информационной компетентности/извлечение первичной информации/1; развитие элементов творческого мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и другое.
формирование чувства любви к прекрасному в мире природы.
Предметные результаты:
– формировать умение отличать семейство Розоцветных от других изученных растений ;
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность Розоцветных;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: многоорешек, яблоко, костянка и др.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформироватьумение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Выяснить особенности внешнего строения растений семейства розоцветных;
Формировать умение вести научный диалог;
Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Форма урока: игра-поиск
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация с описанием представителей семейства, схема с загадками, лупы, цветки розоцветных.
План урока.
организационный момент.
проверка домашнего задания
изучение новой темы – поисковая игра
закрепление
итоги. рефлексия.
Ход урока.
Проверка домашнего задания:
1. программированный опрос (графический). выберите те суждения, которые относятся к вашему варианту («∩» - да, «__» - нет): 1. образуют семя. 2. есть плоды. 3. есть цветок. 4. в семенах имеется эндосперм для питания зародыша. 5. для оплодотворения необходима вода. 6. опыляются только ветром. 7. между опылением и оплодотворением проходит 12-14 месяцев. 8. включает 2 класса: Однодольные Двухдольные.9. к этому отделу относится национальное дерево России. 10. самый высокоорганизованный отдел растений. 11. спермий достигает яйцеклетки за счет цитоплазмы пыльцевой трубки. 12. происходит двойное оплодотворение.
ответы: 1 В: ∩ _ _ ∩ _ ∩ ∩ _ ∩ _ ∩ _ - голосеменные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 В: ∩ ∩ ∩ ∩ _ _ _ ∩ _ ∩ ∩ ∩ - покрытосеменные
2. Докажите, что фасоль обыкновенная относится к классу Двудольных.
Проблемный вопрос: в растительном царстве, Покрытосеменном государстве, жило – поживало семейство Розоцветных. Семейство это богатое, знатное. Многие его древнейшие представители славятся на весь мир.
Но вот однажды побывала в гостях у семейства злая колдунья. Она была завистливая, и не понравилось ей, что все члены семейства такие известные и культурные. Решила злая колдунья навредить Розоцветным. Украла она семейную формулу, а его представителей заколдовала.
Помогите разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей семейства и найти формулу их цветков.
Поиск: 1. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки.(учитель зачитывает и ребята отгадывают).
теперь нам надо отправиться на поиски украденной формулы:
КОЗ. Информационная компетентность/извлечение первичной информации/1
В древней Греции под названием «роза» был известен шиповник. У многих народов он пользуется большим почетом и любовью. Греки и римляне считали его символом нравственности и посвящали богине любви и красоты. У славянских народов шиповник обозначал красоту, молодость, любовь, а также крепкую мужскую стать. И это не случайно. Плоды шиповника – настоящая сокровищница витаминов, особенно аскорбиновой кислоты. Так что розы дарят людям не только красоту, но и силу.
Лаб. работа №8 «строение шиповника»
по гербарию и цветку шиповника подсчитайте количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. Выведите общую формулу цветка: Ч Л Т П.
исследуйте растение по плану:
а. жизненная форма по описанию представителей семейства слайды
б. форма стебля.
в. листорасположение.
г. листья: простые или сложные, с черешком или без черешка
д. жилкование
е. соцветие.
ж. тип плода.
з. практическое значение для человека по описанию представителей растений семейства слайды.
сделайте вывод об главных особенностях семейства Розоцветных и практическом значении в виде схемы.
Модельный ответ: Ч5Л5Т8П8; деревья, кустарники, многолетние травы; прямостоящий, ползущий; поочередное, простые и сложные, с черенком; сетчатое, перистое; метелки, щитки, кисть, зонтики, одиночные цветки; костянка, яблоко, многоорешк, многокостянка, ягода.
вывод: главными особенностями растений семейства Розоцветных это строения цветка, многообразие плодов, соцветий, жизненных форм.
значение – слайд
закрепление. 1. составить опорную схему для Розоцветных.
2.рассмотрите систематическое положение лапчатки прямостоящей:
царство______________
отдел_______________
класс______________
семейство__________________
род_________________________
вид Лапчатка прямостоящая
3. Составьте синквейн для яблони, черемухи, рябины.
итоги. рефлексия
дом. задание: с 83-85, создать проект, изучить ядовитые растения семейства крестоцветных и пасленовых.