СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка "Белые пёрышки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет провести урок чтения на высоком уровне.Поможет познакомить учащихся с понятиеем фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Белые пёрышки"»

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

Цель: Прививать детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи:

  • Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения.

  • Выразительно читать произведения.

  • Различать реальное и выдуманное в сказках.

  • Определять тему и жанр произведения.

  • Различать авторские и народные сказки, участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования.

  • Воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями птиц (лебедей, глухаря) лепестки цветка с напечатанными видами жанров уст. нар. Творчества, карточки с поговорками, кроссвордами, учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, выставка книг «О братьях наших меньших».

ХОД УРОКА.

1 этап


Организационный








Вывод по 1 этапу




























Подготовительная работа к чтению






























2 этап























Первые впечатления







































Чтение сказки уч-ся




Аналитическое чтение


























Чтение по ролям












Физ. минутка










Выборное чтение








Чтение пословиц

Работа в парах

Вывод










Работа в группах










Пословицы

.









Подведение итогов













Домашнее

Задание

Рефлексия



- Ребята давайте, вспомним с какими жанрами мы работали за последние две недели? (песни, загадки и т.д.)

- К какому виду творчества все они относятся? (к уст.нар. творчеству)

- Есть у рус.народа «живой цветок»,который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков-сказки, загадки, пословицы.

- У нашего цветка не хватает сердцевинки.

- Как одним словом можно назвать уст.нар. творчество? (фольклор) прикрепить


Теперь живой цветок собран




  • Упр-ия для развития голоса:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Дети:

Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно


Давайте вспомним наши любимые считалки, скороговорки.

- Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

  • «Черепаха»

Черепаха хвост поджала

И за Зайцем побежала

Оказалось впереди

Кто не верит – выходи.

  • Скороговорка

«Ехал Грека через реку…»

  • Чистоговорки:

На – на – на – в лесу растет сосна

Ло – ло – ло – на улице тепло

Оль – оль – оль – мы купили соль.


1)Постановка темы урока, формулирование учебной задичи.

- Отгадайте загадки

  • Какой петух

Порою глух?

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун он плоховат

И порою глуховат.

(глухарь) прикрепить к доске картинки птиц

  • Красавица – птица

Плывет не таится:

Бела словно пена,

В движениях степенна.

Клюв красным бутоном

Горит над затоном.

А шея – дугой,

Над тихой водой…

(Лебедь)

- Сделайте свои предположения по теме урока.

- Поставьте задачи сегодняшнего урока. (должны познакомиться с произвед. про глухаря и лебедя)


2)Первичное чтение сказки учителем.

- Послушайте произведение «Белые перышки» (читает учитель)

- Понравилось ли вам произведение?

- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? (чувство волнения, тревоги, жалости)


3)Моделирование обложки (работа в парах)

  • Подумайте к какому жанру относится услышанное вами произведение и покажите условным значком на листочке тему и жанр. (рисуют)

  • Кто хочет объяснить свой выбор?






коричневый




  • Докажите, что это сказка.


4)Работа по учебнику.

-

Рус.нар.ск.




Белые перышки

Откройте учебники на стр. 34, прочитайте название сказки и дополните модель обложки








- Так с каким произведением мы познакомились?

(Рус.нар.ск. «Белые перышки)

- Как вы думаете, что будем делать дальше?

(учиться читать сказку выразительно и работать по содержанию сказки)

  • Чтение сказки детьми вслух.


Гимнастика для глаз.


5)Аналитическое чтение.

Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией прочитали начало сказки?

Сколько абзацев? (6)

(плавно, спокойно идет описание зимы)


- Как развиваются события дальше?

(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остается зимовать)

- Основ.часть сказки написаны в какой форме? (Чего) (диалога)

- Поэтому как ее можно прочитать? (по ролям) Кто герои сказки?

- Как будем читать обращение глухаря к лебедям? (взволнованно, с оттенком страха в голосе, т.к. глухарь очень боится приближение зимы)

- Какая интонация уместна при чтении слов лебедя? Почему?

(лебеди не знают, что такое зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно)

- В какой момент глухарь обрадовался? (когда лебеди его решили взять с собой)

- А как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками? (с грустью, т.к. они прощаются с друзьями)

- Что изменилось в поведении птиц? (глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией огромную усталость, а лебедь уже заволновался, слова лебедя читаем с волнением за глухаря)

- А как прочитаем прощальные слова? (с грустью, волнением, лебедь чувствует вину)

- И так читаем по ролям.


Автор - Дима Н.

Глухарь - Марина

Лебеди - Даша Катя

Березки - Анжела


- Чтение кого из ребят вам понравилось?


- Прощел час, другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же глухарь? Зачитайте. (Совсем глухарь устал. Сидит глаза закрыл)


- Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают давайте и мы отдохнем.

- Лебеди летят, крыльями машут. (ходьба на месте с поднимание рук вверх и вниз)

- Прогнувшись под водой.(наклон вперед, руки в стороны)

-Качают головой.(повороты головой)

- Гордо и прямо умеют держаться (выпрямиться, руки за спину)

- Тихо, бесшумно (руки вниз - потянуться вверх)

- На воду садятся (сели)


-Ребята, как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

-А могли лебеди дотащить его до юга на веревочке?

-Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

-Чем же заканчивается сказка? Прочитайте последний абзац.

-Что в этой сказке, правда, а что вымысел?

-Какую другую сказку напоминает вам путешествие глухаря с лебедями? (Грин «Лягушка-путешественница»)

-Сравните их.


-Сейчас я вам предлагаю прочитать пословицы, подумать, подходят ли они к нашей сказке?


1.Ошибся, что ушибся - вперед наука.

2.Жизнь, как небо: то светит солнышко, то тучами заволокет.

(Глухарь понял, что перелет ему не по силам, но понимание ему далось очень тяжело.


Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Когда светит солнышко – глухарю хорошо, а когда холодно – надо потерпеть, ведь после зимы наступит весна, тепло)

-А сейчас поработайте в группах.

-Разгадайте кроссворд «Птицы»


  1. Птица с длинной шеей.

  2. Птица, которая днем спит, а ночью летает.

  3. Лучший певец.


  4. 3

    4





    5




    1

















    2













































    Птица, которая спит в снегу.

  5. Лесной доктор.


-Какие задачи мы ставили в начале урока? (познакомиться, прочитать выраз-но)

-Выполнили задачи?

-Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые перышки в крыльях?

Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать хором)

«Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»


Так, чему научила вас эта сказка?

(Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой в лучшее, уметь преодолевать препятствия) Значит, основная мысль урока, прочитаем хором,

«Умей преодолевать трудности!»

Станет для нас девизом дальше.

  • на выбор чит. по ролям, пересказ или разыграть