Русский язык 3 класс Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Учитель начальных классов
Шипигузова Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа № 648 г. Москва
6 декабря. Классная работа .
Минутка чистописания
Кк // Дд //Лл// Вв//
Кама / Дон / Лена / Волга
сн стн зн здн
Словарь: интересный, капустный, здравствуй, лестница, праздник, чувство.
Составь предложение. Выдели грамматическую основу.
Утром, проснулся, ранним,
я, чувством, радостным .
Проверь себя:
Ранним утром я проснулся с радостным чувством.
Найдите слова с согласной буквой, которую надо проверить или запомнить
Чу в ство – запомнить.
Радос т ное – радос т ь .
Тема урока:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
Что же делать?
Как тут быть?
Как проблему НАМ решить?
Мы родственное слово должны так подобрать, Чтоб «хитрые» согласные в них верно записать.
Цель и задачи урока:
- Учимся грамотно писать.
- Для этого :
- учимся проверять слова с непроизносимыми согласными.
правило
чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым .
- согласный звук произносится на конце слова;
- согласный звук произносится перед гласным звуком .
Алгоритм
«Как пользоваться правилом»:
1) Произношу слово .
2) Проверяю, есть ли в нем
непроизносимый
согласный.
3) Подбираю однокоренное
проверочное
слово.
4) Пишу слово.
5) Обозначаю орфограмму.
-сТн-
- Лнц-
-Вств-
-сн-
- зДн-
- рДц-
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
Поз ? ний , звёз ? ный и окрес ? ный,
Здра ? ствуй, облас ? ной и мес ? ный,
Сер ? це, со ? нце и учас ? ник,
Чу в ство, лес т ница и праз ? ник.
Научись слова читать и
Запомни, как писать.
- сТн -
ОКРЕ СТН ЫЙ УЧА СТН ИК
ОБЛА СТН ОЙ ЛЕ СТН ИЦА
МЕ СТН ЫЙ
- зДн -
ПО ЗДН ИЙ
ЗВЁ ЗДН ЫЙ
ПРА ЗДН ИК
- СН –
ВКУСНЫЙ, ГЛАСНЫЙ , ИНТЕРЕСНЫЙ,
БЕЗОПАСНЫЙ И НЕБЕСНЫЙ,
И ЧУДЕСНЫЙ, И ПРЕКРАСНЫЙ,
И УЖАСНЫЙ, И НАПРАСНЫЙ.
ЭТИХ СЛОВ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ,
БУКВУ Т В НИХ
НЕ ВСТАВЛЯЙТЕ !
К словам левого столбика подберите синонимы из правого столбика. Вставьте пропущенные буквы .
наез…ник
радос…ный
извес…ный
гиган…ский
грус…ный
огромный
печальный
знаменитый
всадник
весёлый
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
Н АМ ШАГАТЬ ПО ЛЕ СТН ИЦЕ
Н ЕЗАЧЕМ С ТОБОЙ -
Л Е СТН ИЦА – ЧУДЕ СН ИЦА
Б ЕЖИТ САМА СОБОЙ!
РАБОТА В ПАРАХ
Гиган т
Грус т ь
Извес т ие
Мес т о
Ез д а
Радос т ь
Ярос т ь
Чес т ь
Гиган т ский
Грус т ный
Извес т ный
Мес т ный
Наез д ник
Радос т ный
Ярос т ный
Чес т ный
Дополни предложения
Как ярко светит !
.
Как радостно бьется …. . . !
Какой веселый был !
.
Какой я !
Самостоятельная работа. Прочитай и запомни словосочетания:
честный ответ
радостный взгляд
поздний час
известный спортсмен
устный рассказ
Восстанови первую часть словосочетания:
ответ
взгляд
час
спортсмен
рассказ
Работа с сигнальными карточками:
свистн у л
хрустнула
грустно
ненастный
окрестность
Игра «Отгадай слово»
капус т ница
ус т ный
пас т бище
окрес т ность
праз д ник
Будьте как , красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!
Завершился наш урок.
Он пошёл ребятам в прок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
РЕФЛЕКСИЯ
Я ПОНЯЛ…
Я УЗНАЛ…
Я НАУЧИЛСЯ…
Я ЗАПОМНИЛ…
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.
В паре помогал подбирать проверочные слова.
Внимательно слушал учителя, одноклассников .
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .
Ф . Имя
оценка
Спасибо за урок