СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русские земли под властью Золотой Орды»,

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока истории в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
««Русские земли под властью Золотой Орды»,»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема учебного занятия, класс

«Русские земли под властью Золотой Орды», 6 класс

Форма учебного занятия

Групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Формирование у учащихся отрицательного отношения к любого вида насилию, воспитанию толерантного и гуманного отношения к людям, чувства патриотизма.



Развитие умений самостоятельно определять цели обучения, понятия; работать в группе, заполнять таблицу и публично выступать.


Формирование у учащихся представления о сущности монголо-татарского ига и его последствиях.

Дидактические цели занятия

(формулирует учитель)

Личностные УУД

Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД)

предметные

Создать условия для формирования толерантного отношения к людям и чувства патриотизма.






Создать условия для формирования коммуникативной компетенции в сотрудничестве со сверстниками, смыслового чтения.


Ученики продолжат работать с исторической картой, будут анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы.



Учебные задачи занятия

(формулируют ученики)

личностные

метапредметные

предметные

- познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси;

- узнать определения новым терминам: Иго, Золотая Орда, курултай, ярлык, «ордынский выход», баскаки, численники;

- выяснить последствия ордынского владычества;

- работать с картой;

- сотрудничать в группе;

- заполнять таблицу;

- выступать с результатами работы;

- оценивать ответы товарищей;

- выбирать домашнее задание.


Основные понятия

Иго, Золотая Орда, курултай, ярлык, «ордынский выход», баскаки, численники.

Организация пространства урока


Метапредметная составляющая

Формы работы

Ресурсы

Искусство, литература.





Групповая, фронтальная, работа в парах.

1. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков».
2. Карта «Русские земли в XII-XIIIвв.».

3. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVIвека» М., «Русское слово», 2013г.,

Автор: Е.В.Пчелов.

5. Картина «Баскаки».

6. Раздаточный материал – выдержки из летописей.





ЭТАПЫ УРОКА ( этапы урока можно варьировать в зависимости от технологии)

(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)


Деятельность учителя / Используемые технологии

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационно-мотивационный






Мотивация

Инсценирование

(1 ученик в роли дозорного, учитель читает текст):

Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего, в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!»
- Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком?


Через игровую ситуацию и на основе уже полученных знаний, формулируют тему и цели урока.

Планируют путь достижения цели, ставят познавате-льные задачи.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, отвечают на вопросы, делают выводы.

Учатся строить высказывания, обосновывать свою точку зрения.

Принимают решения и осуществля-ют выбор в познавательной деятельности.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установ-кой, высказывать мнения по существу полученного задания.





2-й этап Творческое применение и добывание знаний (операционно-познавательная часть)

Рассказ учителя:

- Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда.

Организация работы с картой.
- Какие территории вошли в состав Золотой Орды и как называлась столица?
(земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, часть Средней Азии).

- Русь не просто потерпела урон в противоборстве с татаро – монголами, но стала завоёванной территорией, частью Золотоордынской империи. Русь стала одной из частей громадной империи ханов. «Во всём мире не может быть земли, приятней этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих» - эти слова один из самых древних персидских авторов Джузджани приписывал старшему сыну Чингисхана – Джучи, которому в качестве улуса были назначены эти земли.

- На границах с Золотой Ордой находились земли Древнерусского государства. В каких отношениях они находились с монголо-татарами?

На Руси устанавливается монголо-татарское иго.

Какие формы зависимости Руси от Золотой Орды существовали?

Учебная задача:

Работая в 4 группах, выяснить, какие были экономические, политические, социальные, культурные последствия ордынского владычества. Чтобы их  выявить, обратимся к источникам - к летописям, а также вы можете воспользоваться материалами учебника параграфа 20. Отрывки из летописей у вас лежат на партах. По ходу выполнения задания, заполняете таблицу. Выводы об экономических последствиях заносятся в  таблицу. (экономические последствия делаются совместно с классом в качестве примера, политические, социальные и культурные по вариантам самостоятельно).



Работа по карте в парах: находят и показывают территории, вошедшие в состав империи.



Отвечают на вопросы учителя.







Работа в парах: друг другу

дают определение термину «Золотая Орда».












Работа в парах: друг другу

дают

определение термину «монголо-татарское иго».





Устанавливают причин-но-следствен-ные связи, классифицируют материал по заданному основанию, заполняют таблицу.

Развивают умение искать, анализировать и сопоставлять информа-цию.






















































Развивают умение искать, анализиро-вать, сопоставлять и представлять информа-цию.

Овладева-ют смысловым чтением.

Излагают свое мнение, понимают позицию другого.
























































Работают в группе, понимают позицию другого, выдвигают версии.

Слушают собесед-ника,

осознанно используют речевые средства.























































Находят общее решение, формулируют и аргументирует свое мнение.

Выдвигают версии, принимают решения.

























































Выдвигают версии, принимают решения.

Уметь оценивать правильность выполненного задания.

























































Уметь оценивать правильность выполненного задания.















3-й этап Представление результатов работы

Организация по оформлению таблицы и выступлению групп.

Прослушивание выступлений и коррекция итогов.


Подведение итогов урока:


На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.
- Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси или остановило его совсем?

Представля-ют получен-ную информацию в таблице на местах, один человек от группы выходит к доске и показывает результат на доске в виде кластера.



Развивают умение представлять информацию в разных формах, овладевают базовыми историческими знаниями.

Создают устное выступле-ние, используя речевые средства, задают вопросы.

Строят монологическое высказывание, делают выводы.

Распределя-ют роли, выбирают способ действия, оценивают результат работы групп.

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.





4-й этап Рефлексия

Предлагает листы рефлексии.

Заполняют листы рефлексии.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подводят итоги совместной и индивидуа-льной деятельнос-ти.


Осуществляют самоконтро-ль процесса выполнения заданий и работы в группе.

Адекватно осуществлять самооценку.





5 этап Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:

1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце 20 параграфа, изучить опорный конспект, составленный на уроке.

2 уровень (повышенный) – попробуйте от имени князей Даниила Галицкого, Андрея Ярославича, Александра Невского объяснить их разную политику в отношении Орды и ее правителей.


Самостояте-льно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.



Осуществ-ляют актуализацию получен-ных знаний в соответствии с уровнем усвоения.










Определяют проблему деятельности и ее планирование



Уметь планировать свою деятельность в соответствии с выбранным заданием.




8