Самоанализ урока Урок окружающего мира по программе «Школа России». Автор А.Плешаков. Тема урока: « «Про воду» Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебнику. Тип урока: овладение новыми знаниями. Цель урока: формирование у учащихся представлений о свойствах воды. Были поставлены следующие задачи:
Познавательные УУД: Формировать умение строить устные высказывания, обосновывать свое мнение, проводить сравнение и обобщение Формировать умение классифицировать по различным состояниям
Личностные УУД: Формирование учебно - познавательного интереса Формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД: Формирование умения осознавать и формулировать тему и цели урока Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу Формирование умения сотрудничать с учителем
Коммуникативные УУД: Формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач Формировать собственное мнение Считаю, что дидактические задачи соответствовали отобранному содержанию урока. Используемые методы на уроке: прежде всего -
проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом использую разнообразные методы и формы обучения: учащиеся
ведут наблюдения явлений природы,
выполняют практические работы и опыты, проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется на уроке; её реализация осуществляется через раскрытие связей между природой и человеком. В частности, рассматривается значение воды в жизни людей.
Для решения поставленных задач, варьирует групповая форма обучения. Но также были использованы фронтальная и коллективная формы обучения. Именно групповая форма обучения расширяет возможность для формирования коммуникативных УУД, столь важных для данного класса, а именно:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Результативность урока соответствовала планируемым результатам, а именно:
Предметные: Учащиеся научились рассказывать о значении воды для растений, животных и человека;
Получали возможность научиться замечать и ценить красоту природы. Личностные: -на каждом этапе урока развивалась способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности -в течение урока поддерживался учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные: Регулятивные УУД: - понимали учебную задачу урока и стремились её выполнить; - учитывали выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -адекватно воспринимали оценку учителя.
Познавательные УУД: - осознали значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научились анализировать схемы.
Коммуникативные УУД: - строили понятные для партнёра высказывания; задавали вопросы Предлагаемые школьникам задания имели практическую направленность: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применения нового способа действия, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, оценивают свою самостоятельную деятельность. По характеру самостоятельная деятельность применялась и репродуктивная, и творческая.
В данном классе дети в основном с низким уровнем познавательной мотивации и творческой активности. При планировании урока я старалась учесть уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности каждого учащегося . Это необходимо для реализации одного из ведущих принципов программы - развитие познавательных способностей детей .
Сформированность УУД на каждом этапе урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
На данном этапе я стремилась настроить детей на работу, создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность, мотивацию к учебному действию: «надо», «могу», «хочу» и уточнить для учащихся тип урока.
Развиваем, прежде всего, коммуникативные УУД:
- умение совместно договариваться о правилах поведения;
- умения слушать и понимать речь других;
2. Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной проблемы
Цель данного этапа: организация выполнения учащимися пробного учебного действия; фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Развиваем познавательные УУД: 1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
3. Определение темы и постановка учебной проблемы
На этом этапе урока я организую деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации, определяем с детьми цель деятельности. Учащиеся соотносят свои действия с имеющимся алгоритмом, выявляют и фиксируют причину затруднения.
Развиваем регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
4. Совместное открытие знаний
Я организую деятельность учащихся, в ходе которой выстраиваются и обосновываются гипотезы.
Развиваем познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
5. Итог урока На данном этапе организую самооценку учениками деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, успешность выполнения задания. Также заостряю внимание детей на том, насколько важен был для них данный урок, с кем бы они хотели бы поделиться полученными знаниями. Развиваем регулятивные УУД: 1) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
В классе дети в основном с низким уровнем развития учебной деятельности, поэтому для развития внимания и познавательной мотивации использовалось большое количество наглядных средств, опыты. Для более обширного восприятия окружающего мира и темы урока использовалась презентация, в которой были отражены особо значимые моменты урока.
Дети не только были увлечены идеей урока и его наглядностью, но и сами стремились к реализации самостоятельно поставленной цели: учебная задача и принималась, и удерживалась в течение урока.
Структура урока была распланирована в соответствии с основной дидактической задачей. Стиль общения с детьми демократический.
Урок прошёл в рабочей обстановке, чему способствовала смена различных видов деятельности. Каждый ученик в силу своих возможностей внёс вклад в успех данного урока. Дети были увлечены и активны.