СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в науку 4 класс Тема: «Тела и вещества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Тела и вещества»

Цели урока: способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации, планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

1.Вызов

А) Ералаш «Химики»

https://www.youtube.com/watch?v=3o4cU6k8qZA

1.Природа — это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Мы подводим итоги по теме юнита «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об окружающей среде. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Перед вами два объекта. Сравним их.

Сладкая вода       Пресная вода

- Что значит сравнить?

- Назовем сходства и различия.

- Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение)

- По какому признаку?

- Я утверждаю, что эти объекты разные.

- Вызвать одного человека попробовать.

- Почему вода стала сладкой?

- Где же находится сахар?

- Что с ним произошло?

- Почему мы его не видим?

Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

- Почему затруднились?

- Какие вопросы возникли?

- И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

2.Демонстрация опыта

Сформулируйте цели урока:

  понаблюдать…                   доказать  …         делать выводы…

- Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.

Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

- Что еще узнали про тела? Бывают искусственными и природными.

Что же такое ВЕЩЕСТВО?

- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

- Найдем связи.

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества:

Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. 

И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела.

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

В жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.  

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

2. Осмысление

Дети показывают опыты:

 Презентация «Полезные опыты» по трём концепциям «точка зрения, причины, изменения»

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

5 группа:

6 группа:

Оценивание:

А) Самооценка успешности своей презентации

Б) Лист оценивания (оценивает команда)

       3.Рефлексия учебной деятельности, самоанализ

        1. Что я сегодня узнал такого

2. Что было самым трудным на уроке?

3. Что было самым важным на уроке?

 

Просмотр содержимого документа
«Введение в науку 4 класс Тема: «Тела и вещества»»

Русский язык

5 класс

Слушание и говорение

Цели обучения:

*проанализировать поступок главного героя.

*обозначить реальные и сказочные мотивы произведения.

*определить выразительные средства языка.

*учить обобщать, анализировать, давать оценку прочитанному, услышанному

*учить детей сжатому пересказу

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Запланированная деятельность учителя

1. Говорят, что музыка – это зеркало гения, а зеркало писателя, дети, что? (Его произведения, потому что в них автор выражает своё отношение к миру)

К. Г. Паустовский – это человек, который любил природу, людей. Он говорил, что любить природу-значит любить свою Родину. (беседа по теме Планета- наш общий дом)

К. Г. Паустовский - человек, который серьёзно относился и к творчеству.

Он так говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь наивно, но писать без веры невозможно» Благодаря этой вере все повести и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону- в сторону добра.

Слайд № 1 (Слова К. Паустовского о доброте «Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь»)

Вот и «Тёплый хлеб, именно такая мудрая и добрая сказка»

Какие ассоциации возникают у вас со словом доброта. Дайте определение.

*Творческая работа. Напишите небольшое эссе на тему «Что такое доброта?»

*Взаимопроверка в парах. Каждый из вас является критическим другом. Проверим мини сочинение и как критический друг, дадим друг другу рекомендации.

Назовите положительные и отрицательные качества людей.

1.Отрицательные: высокомерие, жестокость, зло, самоуверенность, грубость.

2.Положительные: доброта, отзывчивость, сопереживание, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, толерантность.

2. Просмотр видеофильма «Тёплый хлеб»

4. Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали? (Учить детей сжатому пересказу) Слайды 1-7

*В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.

*История раненого коня

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.

*Панкрат

Мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

*Жестокий поступок Фильки

Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

-На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

*Обезумевшая метель

…тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный ветер, вздул снег…

Ревела, обезумев, метель…

*Решение Фильки

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал

к мельнице.

*Сорока

…полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.

*Примирение с конём

Филька принес коню буханку свежего хлеба он съел хлеб, положил голову Фильке на плечо.

.1.«Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

2. Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей. (по теме юнита)

Реальные мотивы:

1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.

2. Решение Фильки идти за помощью к людям.

3.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни

Сказочные мотивы:

1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.

2.Рассказ бабки (легенда).

3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

Вывод: В произведении Паустовского есть и действительное, и сказочное. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка.

- Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?

- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Вывод: Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой, растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

6. Исследовательская работа

Класс делится на 4 группы по 4 ученика. Каждая группа получает карточку с вопросами.

Ещё одна группа эксперты, которые должны обобщать полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового словаря ответить на вопрос «Что такое доброта?» высокомерие, эгоизм, самоуверенность.

Итог: Какова же народная мудрость сказки, какой урок можно из нее извлечь? (если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно никогда никому не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе).

Вывод: Сказка учит нас доброте, милосердию, умению анализировать и давать оценку, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.

3.Рефлексия уч-ся:

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?

- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?

Вывод: Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

Д/З: 1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость.

Оценивание: устное оценивание учителем, взаимопроверка, оценивание критического друга

Ресурсы: Учебник, слайд-презентация, видеофильм
















































Введение в науку

Тема: «Тела и вещества»

Цели урока: способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации, планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

1.Вызов

А) Ералаш «Химики»

https://www.youtube.com/watch?v=3o4cU6k8qZA

1.Природа — это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Мы подводим итоги по теме юнита «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об окружающей среде. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Перед вами два объекта. Сравним их.

Сладкая вода Пресная вода

- Что значит сравнить?

- Назовем сходства и различия.

- Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение)

- По какому признаку?

- Я утверждаю, что эти объекты разные.

- Вызвать одного человека попробовать.

- Почему вода стала сладкой?

- Где же находится сахар?

- Что с ним произошло?

- Почему мы его не видим?

Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

- Почему затруднились?

- Какие вопросы возникли?

- И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

2.Демонстрация опыта

Сформулируйте цели урока:

понаблюдать… доказать … делать выводы…

- Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.

Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

- Что еще узнали про тела? Бывают искусственными и природными.

Что же такое ВЕЩЕСТВО?

- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

- Найдем связи.

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества:

Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. 

И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела.

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

В жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.  

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

2. Осмысление

Дети показывают опыты:

Презентация «Полезные опыты» по трём концепциям «точка зрения, причины, изменения»

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

5 группа:

6 группа:

Оценивание:

А) Самооценка успешности своей презентации

Б) Лист оценивания (оценивает команда)

3.Рефлексия учебной деятельности, самоанализ

1. Что я сегодня узнал такого

2. Что было самым трудным на уроке?

3. Что было самым важным на уроке?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!