«Самообразование как одна из форм повышения
профессионального мастерства педагога»
Фалина Луиза Геннадьевна, учитель изобразительного искусства
МБОУ «Красноключинская СОШ» Нижнекамский муниципальный район
Республики Татарстан
| Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Рубакин Н. А. |
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, целенаправленный процесс повышения уровня своей компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними требованиями. Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – это путь к педагогическому мастерству, профессиональному успеху. Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.
Особенности педагогической деятельности заключаются в том, что педагог должен знать преподаваемый предмет, владеть методикой его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией, быть всегда в курсе последних событий.
Самообразование должно быть организовано как система мероприятий, подобранных с учетом профессионального уровня педагога. Традиционно учитель выбирает тему по самообразованию. В процессе самообразования осуществляются следующие виды деятельности: чтение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы; обзор в сети Интернет информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям; участие в семинарах, вебинарах тренингах, конференциях, дискуссиях, совещаниях; посещение уроков коллег; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; изучение информационно-компьютерных технологий, организация и проведение предметных недель и декад: проведение открытых уроков с целью самоанализа и анализа вашей деятельности коллег.
Обязательным требованием сегодня является прохождение курсов повышения квалификации в очной или очно-дистанционной форме. Дистанционная форма обучения предполагает самостоятельный поиск учебных материалов, анализ документов, текстов, трансляцию собственного педагогического опыта. Особенности изученных на курсах повышения квалификации новых педагогических технологий, методов и приемов учитель осваивает самостоятельно, применяет в своей школе. На практике вооруженный теоретическими знаниями учитель вырабатывает собственные приемы, позволяющие готовить учеников к экзаменам, олимпиадам, конкурсам и конференциям на уроках и при проведении курсов внеурочной деятельности.
К эффективным мероприятиям, повышающим уровень самообразования учителя, являются семинары, вебинары, педагогические чтения, учительские конференции. К этим мероприятиям приходится ответственно готовиться, более внимательно слушать коллег, анализировать уровень своего и их опыта. Участие в вебинарах позволяют познакомиться с педагогическими идеями коллег из отдаленных регионов страны. Подготовка и активная работа на педагогическом совете в школе, рядовое выступление на заседании школьного методического объединения также позволяют педагогу критически переосмыслить свою работу.
Выезды в другие города, регионы на олимпиады и конференции для школьников дают возможность сравнения собственных достижений с результатами коллег, стимулируют процесс самообразования. Такие мероприятия проводятся на высоком уровне. В их рамках организаторы часто проводят педагогические сессии, форумы, семинары, мастер-классы, тренинги, встречи с видными деятелями в области образования, талантливыми педаогами. Такие встречи дают возможность не только приобрести новые актуальные знания, но и вдохновляют учителя. В таких мероприятиях хочется поучаствовать снова, учесть допущенные ошибки и побороться за призовые места на следующий год.
Неумолима роль конкурсов профессионального мастерства в саморазвитии педагогов. Кроме возможности «людей посмотреть, себя показать» на мероприятиях происходит активное общение с людьми, объединенных общностью интресов. Открытость, готовность к диалогу с обычными учителями и специалистами такого высокого уровня, их заинтересованность в профессиональном росте каждого учителя очень помогает поднять самооценку и повышает мотивацию к самообразованию.
Педагогическое интернет-пространство дает хорошую возможность поделиться опытом работы, прислушаться к мнению коллег в масштабе страны. Чтобы получить высокую оценку разработанного вами сценария мероприятия или урока, статьи, презентации или портфолио, нужно предварительно провести кропотливую работу. Чаще всего мы имеем также возможность ознакомиться с лучшими работами других учителей и сравнить их уровень профессионального мастерства со своим.
Основой эффективности самообразования является заинтересованность педагога, добровольность сознательность, планирование и контроль за его выполнением. Для качественной организации процесса самообразования каждому учителю необходимо его планировать поэтапно. Поэтому каждый учитель составляет собственный перспективный план.
Я веду предмет «Изобразительное искусство». В работе по самообразованию следую плану, составленному мною на 5 лет (приложение 1). В процессе вношу дополнения и коррективы по мере необходимости. В конце каждого года провожу анализ работы и мониторинг выполнения плана.
Деятельность без результата бессмысленна. Работа по плану самообразования дает хорошие результаты. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога, его профессионального мастерства. И самым главным бонусом в этой работе является самоудовлетворение.
Рассмотрено Руководитель МО ___________/В.Н.Носкова_/ Протокол № 1 от «21» августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ « Красноключинская СОШ » НМР РТ _____________/Т.С.Глебова_/ от «21» августа 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Красноключинская СОШ » НМР РТ _____________/Г.А.Яруллина/ Приказ № 64 от «24» августа 2017 г. |
Перспективный план самообразования
на 2015-2020 годы
Фалиной Луизы Геннадьевны,
учителя изобразительного искусства
1 квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Красноключинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Нижнекамск, 2015 годЛичные данные
1.1. | Фамилия | Фалина |
1.2. | Имя | Луиза |
1.3. | Отчество | Геннадьевна |
1.4. | Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель изобразительного искусства |
1.5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноключинская средняя общеобразовательная школа» |
1.6. | Населенный пункт (город, район) | Посёлок Красный Ключ Нижнекамского муниципального района |
1.7. | Стаж (общий) | 21 |
1.8. | Стаж (педагогический/вдолжности) | 17/2 |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по Диплому, реквизиты Диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | |
1.10 | Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | первая |
1.12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почетная Грамота Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и организации профсоюза работников образования, 2016г.; Благодарность управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за активное участие в ярмарке вакансий учебных мест и будущих профессий «Образование и карьера-2013» в Нижнекамском муниципальном районе, 2013 г.; Грамота за подготовку призера Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Лучше нет родного края», 2014г.; Благодарность ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району за подготовку победителей конкурса рисунков и творческое отношение к своей работе, 2014г.; Благодарственное письмо Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за преданность и творческое отношение к своему делу, за воплощаемые новые идеи, 2016г.; Благодарственное письмо территориальной избирательной комиссии Нижнекамского района за подготовку победителей муниципального этапа республиканского конкурса рисунков «Я-молодой избиратель», 2016г. |
Методическая тема школы: «Использование инновационных технологий как ресурс успешной социализации сельских школьников»
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей сельских школьников через внедрение инновационных форм, методов и приемов на занятиях изобразительного искусства в урочной и внеурочной деятельности».
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования разнообразных форм, методов и приемов художественного творчества на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Продолжить поиск, изучение, подбор приемлемых инновационных форм, методов и приемов художественного творчества в преподавание изобразительного искусства.
- Внедрять разнообразные формы работы во внеурочную познавательную и воспитательную деятельности с обучающимися.
- Развивать художественно-образное и креативное мышление у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
- Создавать условия для проявления творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства, формировать у них эмоционально-ценностный, чувственный опыт, способность саморазвития.
- Организовать работу с одаренными и способными обучающимися в области изобразительного искусства.
- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Планируемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
- Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предмета «Изобразительное искусство»;
- Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
- Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
- Вести персональный сайт учителя в Интернете;
- Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
- Обобщать опыт по теме самообразования.
Перспективный план
№ | Направление работы | Учебный год |
2015-16 | 2016-17 | 2017-18 | 2018-19 | 2019-20 |
-
| Аттестация | | | + | | |
-
| Курсы повышения квалификации | | + | | | + |
-
| Изучение материалов по теме самообразования по предметам «ИЗО и Искусство». | + | + | + | + | + |
-
| Изучение инновационных форм, методов и приемов художественного творчества на уроках и во внеурочной деятельности. | + | + | + | + | + |
-
| Переподготовка | | + | | | |
-
| Выступление на МО всех уровней | + | + | + | + | + |
-
| Выступление на педсовете | + | | | + | |
-
| Выступление на августовском совещании | | + | | + | |
-
| Грант Главы | | | | + | |
-
| Грант «Наш лучший учитель» | | | + | | |
-
| Грант ПНПО | | | | | + |
-
| Участие в семинаре | + | + | + | + | + |
-
| Участие в предметной неделе | + | + | + | + | + |
-
| Публикации | | | + | + | + |
-
| Участие в олимпиадах | + | + | + | + | + |
-
| Участие в научно-практических конференциях | + | + | + | + | + |
-
| Воспитательная работа | + | + | + | + | + |
-
| Родительские собрания | + | | | | + |
-
| Мониторинг | + | + | + | + | + |
-
| Авторская программа | | | | + | |
-
| Открытый урок | + | + | + | + | + |
-
| Работа в творческих группах | + | + | + | + | + |
-
| Участие в конкурсах профессиоального мастерства | | | + | + | + |
-
| Участие в творческих конкурсах всех уровней | + | + | + | + | + |
-
| Создание и пополнение портфолио достижений | + | + | + | + | + |
-
| Взаимообмен опытом работы городских и сельских школ (открытые заседания ШМО, открытые уроки мероприятия) | + | + | + | + | + |
-
| Интернет-обзор информации по методике преподавания изобразительного искусства. | + | + | + | + | + |
-
| Самоанализ педагогической деятельности | + | + | + | + | + |
-
| Выпуск брошюры по изученной проблеме самообразования, утверждение в УО | | | | | + |
Циклограмма по самообразованию
Ежемесячно |
|
|
Каждую четверть |
|
|
|
|
Один раз в полугодие |
|
|
|
|
Один раз в год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направления работы по реализации плана самообразования:
Изучение литературы по проблеме самообразования.
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Участие в системе методической работы школы.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Ресурсы сети Интернет.
Семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Телевидение,
Периодические материалы,
Видео, аудио информация на различных носителях,
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты,
№ | План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка |
1 | Изучение нормативно-правовой литературы, регламентирующей преподавание истории, обществознание (стандарт, программа, учебный план) | ежегодно в сентябре |
2 | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | ежегодно |
3 | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | 1 раз в три года (2019г) |
5 | Аттестация на первую квалификационную категорию | Декабрь 2016 |
6 | Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей города, района, республики, страны в области обучения изобразительного искусства | 2015-2020 |
Разработка методических материалов, обеспечивающих раскрытию темы самообразования |
1 | Разработка и корректировка рабочих программ | ежегодно |
2 | Разработка и корректировка учебно-методического сопровождения по предметам ИЗО и искусство | ежегодно |
3 | Разработка контрольно-измерительных материалов дифференцированного характера по ИЗО | ежегодно |
4 | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | ежегодно |
Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности |
1 | Выступление на педсовете «Применение интерактивных методов на уроках искусства» | 2015 |
2 | Выступление на педсовете «Современный урок ИЗО в рамках реализации ФГОС ООО» | 2018 |
3 | Выступление на заседании школьного методического объединения по теме «Эффективные методы обучения работе с цветом на урока изобразительного искусства» | 2015 |
4 | Выступление на заседании школьного методического объединения по теме «Развитие креативности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности» | 2016 |
5 | Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла школы по теме «Развитие креативности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности» | 2017 |
6 | Выступление на заседании городского методического объединения учителей ИЗО по теме самообразования | 2018 |
7 | Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла школы по теме самообразования | ежегодно, согласно плану работы методического объединения |
8 | Выступление на заседании городского методического объединения учителей изо и музыки по теме самообразования | ежегодно, согласно плану работы городского методического объединения |
Участие в работе ШМО |
1 | Участие в организации и проведении методических недель гуманитарного цикла | ежегодно, согласно плану научно-методической работы школы |
2 | Участие в муниципальных и региональных конкурсах педагогического мастерства | 2015-2020 |
3 | Проведение открытых уроков | согласно плану научно-методической работы школы |
Работа с обучающимися |
1 | Совершенствовать систему развития творческих способностей на уроке, внеклассных мероприятиях, курсе ВД | 2015-2020 |
2 | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования | 2015-2020 |
3 | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на городском, районном и республиканском уровне. | 2015-2020 |
Поскольку план определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, он уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования.
Список литературы:
Антипкина Н.П., Рудь Н.А. РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(66). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 24-32.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 112 с.
Качиева А.Е. К проблеме самообразования учителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2 (59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/lxi/46777 (Дата обращения 20.08.2016).
Колпакова Н.В. Реализация деятельностного подхода в обучении как возможность профессионального саморазвития педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xviii/28717 (Дата обращения 20.08.2016).
Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.
Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.