СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование - это система мероприятий, подобранных с учетом профессионального уровня педагога.  В процессе самообразования осуществляются различые виды деятельности, которые описаны в данной статье. В основу представленного материала легла работа Антипкиной Н.П. и Рудь Н.А. "РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.

Просмотр содержимого документа
««Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»»

«Самообразование как одна из форм повышения

профессионального мастерства педагога»


Фалина Луиза Геннадьевна, учитель изобразительного искусства

МБОУ «Красноключинская СОШ» Нижнекамский муниципальный район

Республики Татарстан



Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А.


Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, целенаправленный процесс повышения уровня своей компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними требованиями. Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – это путь к педагогическому мастерству, профессиональному успеху. Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.

Особенности педагогической деятельности заключаются в том, что педагог должен знать преподаваемый предмет, владеть методикой его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией, быть всегда в курсе последних событий.

Самообразование должно быть организовано как система мероприятий, подобранных с учетом профессионального уровня педагога. Традиционно учитель выбирает тему по самообразованию. В процессе самообразования осуществляются следующие виды деятельности: чтение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы; обзор в сети Интернет информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям; участие в семинарах, вебинарах тренингах, конференциях, дискуссиях, совещаниях; посещение уроков коллег; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; изучение информационно-компьютерных технологий, организация и проведение предметных недель и декад: проведение открытых уроков с целью самоанализа и анализа вашей деятельности коллег.

Обязательным требованием сегодня является прохождение курсов повышения квалификации в очной или очно-дистанционной форме. Дистанционная форма обучения предполагает самостоятельный поиск учебных материалов, анализ документов, текстов, трансляцию собственного педагогического опыта. Особенности изученных на курсах повышения квалификации новых педагогических технологий, методов и приемов учитель осваивает самостоятельно, применяет в своей школе. На практике вооруженный теоретическими знаниями учитель вырабатывает собственные приемы, позволяющие готовить учеников к экзаменам, олимпиадам, конкурсам и конференциям на уроках и при проведении курсов внеурочной деятельности.

К эффективным мероприятиям, повышающим уровень самообразования учителя, являются семинары, вебинары, педагогические чтения, учительские конференции. К этим мероприятиям приходится ответственно готовиться, более внимательно слушать коллег, анализировать уровень своего и их опыта. Участие в вебинарах позволяют познакомиться с педагогическими идеями коллег из отдаленных регионов страны. Подготовка и активная работа на педагогическом совете в школе, рядовое выступление на заседании школьного методического объединения также позволяют педагогу критически переосмыслить свою работу.

Выезды в другие города, регионы на олимпиады и конференции для школьников дают возможность сравнения собственных достижений с результатами коллег, стимулируют процесс самообразования. Такие мероприятия проводятся на высоком уровне. В их рамках организаторы часто проводят педагогические сессии, форумы, семинары, мастер-классы, тренинги, встречи с видными деятелями в области образования, талантливыми педаогами. Такие встречи дают возможность не только приобрести новые актуальные знания, но и вдохновляют учителя. В таких мероприятиях хочется поучаствовать снова, учесть допущенные ошибки и побороться за призовые места на следующий год.

Неумолима роль конкурсов профессионального мастерства в саморазвитии педагогов. Кроме возможности «людей посмотреть, себя показать» на мероприятиях происходит активное общение с людьми, объединенных общностью интресов. Открытость, готовность к диалогу с обычными учителями и специалистами такого высокого уровня, их заинтересованность в профессиональном росте каждого учителя очень помогает поднять самооценку и повышает мотивацию к самообразованию.

Педагогическое интернет-пространство дает хорошую возможность поделиться опытом работы, прислушаться к мнению коллег в масштабе страны. Чтобы получить высокую оценку разработанного вами сценария мероприятия или урока, статьи, презентации или портфолио, нужно предварительно провести кропотливую работу. Чаще всего мы имеем также возможность ознакомиться с лучшими работами других учителей и сравнить их уровень профессионального мастерства со своим.

Основой эффективности самообразования является заинтересованность педагога, добровольность сознательность, планирование и контроль за его выполнением. Для качественной организации процесса самообразования каждому учителю необходимо его планировать поэтапно. Поэтому каждый учитель составляет собственный перспективный план.

Я веду предмет «Изобразительное искусство». В работе по самообразованию следую плану, составленному мною на 5 лет (приложение 1). В процессе вношу дополнения и коррективы по мере необходимости. В конце каждого года провожу анализ работы и мониторинг выполнения плана.

Деятельность без результата бессмысленна. Работа по плану самообразования дает хорошие результаты. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога, его профессионального мастерства. И самым главным бонусом в этой работе является самоудовлетворение.




















Рассмотрено

Руководитель МО

___________/В.Н.Носкова_/

Протокол № 1

от «21» августа 2017 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ « Красноключинская СОШ » НМР РТ

_____________/Т.С.Глебова_/

от «21» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Красноключинская СОШ » НМР РТ

_____________/Г.А.Яруллина/

Приказ № 64

от «24» августа 2017 г.









Перспективный план самообразования

на 2015-2020 годы


Фалиной Луизы Геннадьевны,

учителя изобразительного искусства

1 квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Красноключинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан








Нижнекамск, 2015 годЛичные данные


1.1.

Фамилия

Фалина

1.2.

Имя

Луиза

1.3.

Отчество

Геннадьевна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель изобразительного искусства

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноключинская средняя общеобразовательная школа»

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Посёлок Красный Ключ Нижнекамского муниципального района

1.7.

Стаж (общий)

21

1.8.

Стаж (педагогический/вдолжности)

17/2

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по Диплому, реквизиты Диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)


1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)


1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

первая

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почетная Грамота Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и организации профсоюза работников образования, 2016г.;

Благодарность управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за активное участие в ярмарке вакансий учебных мест и будущих профессий «Образование и карьера-2013» в Нижнекамском муниципальном районе, 2013 г.;

Грамота за подготовку призера Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Лучше нет родного края», 2014г.;

Благодарность ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району за подготовку победителей конкурса рисунков и творческое отношение к своей работе, 2014г.;

Благодарственное письмо Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за преданность и творческое отношение к своему делу, за воплощаемые новые идеи, 2016г.;

Благодарственное письмо территориальной избирательной комиссии Нижнекамского района за подготовку победителей муниципального этапа республиканского конкурса рисунков «Я-молодой избиратель», 2016г.




Методическая тема школы: «Использование инновационных технологий как ресурс успешной социализации сельских школьников»


Тема самообразования: «Развитие творческих способностей сельских школьников через внедрение инновационных форм, методов и приемов на занятиях изобразительного искусства в урочной и внеурочной деятельности».


Цель: Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования разнообразных форм, методов и приемов художественного творчества на уроках и во внеурочной деятельности.


Задачи:

- Продолжить поиск, изучение, подбор приемлемых инновационных форм, методов и приемов художественного творчества в преподавание изобразительного искусства.

- Внедрять разнообразные формы работы во внеурочную познавательную и воспитательную деятельности с обучающимися.

- Развивать художественно-образное и креативное мышление у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

- Создавать условия для проявления творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства, формировать у них эмоционально-ценностный, чувственный опыт, способность саморазвития.

- Организовать работу с одаренными и способными обучающимися в области изобразительного искусства.

- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.


Планируемые результаты:


Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

- Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предмета «Изобразительное искусство»;

- Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;

- Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;

- Вести персональный сайт учителя в Интернете;

- Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.

- Обобщать опыт по  теме самообразования.



Перспективный план


Направление работы

Учебный год

2015-16

2016-17

2017-18

2018-19

2019-20

Аттестация



+



Курсы повышения квалификации


+



+

Изучение материалов по теме самообразования по предметам «ИЗО и Искусство».

+

+

+

+

+

Изучение инновационных форм, методов и приемов художественного творчества на уроках и во внеурочной деятельности.

+

+

+

+

+

Переподготовка


+




Выступление на МО всех уровней

+

+

+

+

+

Выступление на педсовете

+



+


Выступление на августовском совещании


+


+


Грант Главы




+


Грант «Наш лучший учитель»



+



Грант ПНПО





+

Участие в семинаре

+

+

+

+

+

Участие в предметной неделе

+

+

+

+

+

Публикации



+

+

+

Участие в олимпиадах

+

+

+

+

+

Участие в научно-практических конференциях

+

+

+

+

+

Воспитательная работа

+

+

+

+

+

Родительские собрания

+




+

Мониторинг

+

+

+

+

+

Авторская программа




+


Открытый урок

+

+

+

+

+

Работа в творческих группах

+

+

+

+

+

Участие в конкурсах профессиоального мастерства



+

+

+

Участие в творческих конкурсах всех уровней

+

+

+

+

+

Создание и пополнение портфолио достижений

+

+

+

+

+

Взаимообмен опытом работы городских и сельских школ (открытые заседания ШМО, открытые уроки мероприятия)

+

+

+

+

+

Интернет-обзор информации по методике преподавания изобразительного искусства.

+

+

+

+

+

Самоанализ педагогической деятельности

+

+

+

+

+

Выпуск брошюры по изученной проблеме самообразования, утверждение в УО





+


Циклограмма по самообразованию


Ежемесячно

  • Участие в конкурсах

  • Участие в работе ШМО

Каждую четверть

  • Организация работы по обмену опытом

  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению

  • Участие в семинарах, вебинарах

  • Выступление на ШМО

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров,

  • Посещение конференций

  • Встречи с художниками города,

  • Посещение творческих выставок

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы

  • Утверждение плана по самообразованию

  • Представление и утверждение программы внеурочной деятельности

  • Анализ открытых уроков в рамках обмена опытом

  • Школьные олимпиады

  • Муниципальный этап олимпиады

  • Стартовый контроль

  • Входной контроль

  • Промежуточная аттестация

  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации

  • Итоговая аттестация



Направления работы по реализации плана самообразования:


  1. Изучение литературы по проблеме самообразования.

  2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования.

  3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

  4. Участие в системе методической работы школы.

  5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации.


Источники самообразования:


  1. Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

  2. Ресурсы сети Интернет.

  3. Семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

  4. Телевидение,

  5. Периодические материалы,

  6. Видео, аудио информация на различных носителях,

  7. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты,


План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1

Изучение нормативно-правовой литературы, регламентирующей преподавание истории, обществознание (стандарт, программа, учебный план)

ежегодно в сентябре

2

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

ежегодно

3

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

1 раз в три года (2019г)

5

Аттестация на первую квалификационную категорию

Декабрь 2016

6

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей города, района, республики, страны в области обучения изобразительного искусства

2015-2020

Разработка методических материалов, обеспечивающих раскрытию темы самообразования

1

Разработка и корректировка рабочих программ

ежегодно

2

Разработка и корректировка учебно-методического сопровождения по предметам ИЗО и искусство

ежегодно

3

Разработка контрольно-измерительных материалов дифференцированного характера по ИЗО

ежегодно

4

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

ежегодно

Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности

1

Выступление на педсовете «Применение интерактивных методов на уроках искусства»

2015

2

Выступление на педсовете «Современный урок ИЗО в рамках реализации ФГОС ООО»

2018

3

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме «Эффективные методы обучения работе с цветом на урока изобразительного искусства»

2015

4

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме «Развитие креативности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

2016

5

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла школы по теме «Развитие креативности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

2017

6

Выступление на заседании городского методического объединения учителей ИЗО по теме самообразования

2018

7

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла школы по теме самообразования

ежегодно, согласно плану работы методического объединения

8

Выступление на заседании городского методического объединения учителей изо и музыки по теме самообразования

ежегодно, согласно плану работы городского методического объединения

Участие в работе ШМО

1

Участие в организации и проведении методических недель гуманитарного цикла

ежегодно, согласно плану научно-методической работы школы

2

Участие в муниципальных и региональных конкурсах педагогического мастерства

2015-2020

3

Проведение открытых уроков

согласно плану научно-методической работы школы

Работа с обучающимися

1

Совершенствовать систему развития творческих способностей на уроке, внеклассных мероприятиях, курсе ВД  

2015-2020

2

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

2015-2020

3

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на городском, районном и республиканском уровне.

2015-2020

Поскольку план определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, он уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования.


Список литературы:


  1. Антипкина Н.П., Рудь Н.А. РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(66). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 24-32.

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 112 с.

  3. Качиева А.Е. К проблеме самообразования учителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2 (59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/lxi/46777 (Дата обращения 20.08.2016).

  4. Колпакова Н.В. Реализация деятельностного подхода в обучении как возможность профессионального саморазвития педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xviii/28717 (Дата обращения 20.08.2016).

  5. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.

  6. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.