SWOT-анализ индивидуальной педагогической деятельности
Для определения темы самообразования (методическая тема) рекомендую провести индивидуальный SWOT-анализ индивидуальной педагогической деятельности, в ходе которого можно выявить западающие звенья в своей деятельности и наметить план коррекционных мероприятий по их устранению.
| Положительное влияние | Отрицательное влияние |
Внутренняя среда – здесь указываете только касающиеся лично Вас и зависящие от Вас причины, явления, события | Strengths (сильные стороны): обладание достаточным уровнем педагогической компетенции (1кв. категория) - применение различных технологий в урочной и внеурочной деятельности Владение формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной работе - стабильный, комфортный климат в процессе УВР - мониторинговое оценивание учебных достижений учащихся -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках общеобразовательной программы -Планирование и проведение учебных занятий -Умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля -Умение использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся: со специальными потребностями в образовании; с ограниченными возможностями -Умение общаться с детьми, ,признавая их достоинство, понимая и принимая их | Weaknesses (слабые стороны): -низкий образовательный ценз родителей учащихся - работа со слабоуспевающими детьми - большая загруженность -Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе дистанционными), необходимыми для работы с различными учащимися: дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями -Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно- развивающую работу -Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития |
Внешняя среда – здесь указываете причины, явления, события и др., что от Вас лично не зависит и Вы не можете на это повлиять. | Opportunities (возможности): - участие школьников в различных конкурсах - участие в интернет-сообществах - проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий - привлечение родителей для решения проблем школы и класса - возросший уровень мотивации к использованию современных технологий в образовании Участие в открытых уроках, мастер – классах, семинарах, конференциях. Прохождение курсов профессиональной переподготовки Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам Online – обучение | Threats (угрозы): - слабая МТБ в кабинете - несознательность родителей (нежелание многих родителей помогать в организации УВП) - рост числа неполных и неблагополучных семей Снижение интереса обучающихся к учебно– познавательной деятельности Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий Негативное влияние средств массовой информации |
Индивидуальный план самообразования
________________________________________________ (ФИО) _________________________________________________ (образовательное учреждение) ____________________ (сроки работы над темой)
Должность | Педагогический стаж | Категория | Дата, тема последних курсов | Дата предполагаемой аттестации |
| | | | |
Предмет: группа «Особый ребенок»
Методическая тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в коррекционной школы»
Основные вопросы, намеченные на изучение:
1. Педагогические условия процесса обучения на уроках.
2. Влияние здоровьесберегающих технологий на повышение качества знаний, развитие интереса к предметам.
3.Условия для проявления творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.
4. Система игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления школьников
5.Особенности коррекции личности на уроках при использовании здоровьесберегающих технологий.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий на уроках, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися для повышения мотивации к предмету и качества образования.
Задачи:
изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;
учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры ит.д.);
направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
систематизировать изученную литературу
повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности ШМО педагогов, проблемные группы, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемые результаты самореализации:
Работа над темой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации методической темы школы.
Ожидаемые результаты работы:
1. Улучшение состояния здоровья учащихся.
2. Повышение внимания обучающихся и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
1. Проведение открытых уроков, мастер – классов для учителей с применением здоровьесберегающих технологий.
2. Доклады, выступления.
Источники самообразования:
СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (Диагностика, прогнозирование) | | | |
ПРАКТИЧЕСКИЙ (Обобщение и внедрение) | | | |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ (Диагностика и итог) | | | |
Форма отчета по проделанной работе:
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на ШМО педагогов, на проблемных группах.
План работы
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение темы, целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4. Знакомство и изучение методической, педагогической и психологической литературы согласно теме самообразования. 5. Изучение опыта работы педагогов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности урока». | 2017-2018 год. I год работы над темой |
II. Прогностический | 1. Обсуждение реализации практического этапа на ШМО учителей начальных классов. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 4.Корректировка работы. | 2018-2019учебный год II год работы над темой также III и IV год |
III. Практический | 1. Формирование банка электронного материала. 2. Обсуждение наиболее важных психологических проблем, связанных с коррекционной работой на уроках. 3. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Открытые уроки на школьном уровне. 5. Посещение семинаров. | 2019-2020 учебный год III, IV год работы над темой |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. 4.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности урока». Подведение итогов. 5.Участие и результаты в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 6. Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме самообразование. | 2020-2021 учебный год III, IV год работы над темой |
V. Внедренческий | 1. Систематизация материалов. 2. Использование наработанного опыта в процессе дальнейшей работы. 3. Оформление в виде творческой работы. | В ходе последующей педагогической деятельности |
Планируемые мероприятия
Направления | Планируемые мероприятия | Сроки |
Систематическое обучение | Обучение на курсах повышения квалификации: - квалификационных. Обучение на методических семинарах: - школьных; - районных; - республиканских. | не реже 1 раза в 3 года в соответствии с планом методической работы |
Практика | 1. Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий. 2.Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. 3. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности. | 2017-2021гг. регулярно |
Индивидуальная работа | 1. Работа над индивидуальной методической темой «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности урока». 2. Изучение ФГОС, методической литературы, передового педагогического опыта. 3. Знакомство с опытом работы коллег. | 2017-2021 гг. регулярно |
Участие в семинарах
дата | Тема семинара | Уровень | Выступление (участие) |
2018г. | Итоги раннего введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) | Региональный семинар-совещание | участие |
2018г. | XII республиканские педагогические чтения, посвященные 100-летию В.А. Сухомлинского | Республиканский | участие |
2018г. | Восстановительная медиация и организация службы примирения. | Районный | участие |
2018г. | «Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ» | Республиканский | участие |
2018г. | «Медико-психолго-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» | Республиканский | участие |
Наличие методических и дидактических разработок и материалов.
Перечень самостоятельно разработанных педагогом методических и дидактических разработок и материалов по направлению деятельности
Презентации к урокам – для повышения качества обученности.
Карточки по предметам.
Тесты по предметам.
Игры.
Физминутки.
ЛИТЕРАТУРА
Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.
Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.
Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.