СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматная азбука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Шахматная азбука»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации опубликована в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 -392.

Что такое шахматы? Что такое шахматная игра? Что такое игра в шахматы? Может показаться, что речь идет об одном и том же. Но это не так. Шахматы – важная часть человеческой культуры. Шахматная игра – небольшая частичка шахматной культуры. Игра в шахматы наиболее распространенная форма общения шахматистов. Что такое шахматы сегодня? Игра, спорт, зрелище? Однозначный ответ дать нельзя, каждый любитель сам создает для себя оптимальную модель игрового поведения и соответственно оценивает свое отношение к шахматам.

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

          Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.       

На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.                 

      


Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.


Задачи:

 создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся

(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);


 формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического

мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить

логические операции).

 воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю - 33 часа в год.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

-определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

1

Шахматная доска

6

2

Начальная расстановка фигур

2

3

Шахматные фигуры

17

4

Цель шахматной партии

8

Итого


33



К концу первого года обучения дети должны знать:

 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,

центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые,

черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и

короткая); шах, мат, пат, ничья;

 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода

и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

 ориентироваться на шахматной доске;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушения правил шахматного кодекса;

 правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную

позицию;

 различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

 рокировать;

 объявлять шах, мат;

 решать элементарные задачи на мат в один ход.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

 Шахматная доска

·          Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат.

         

·          Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

 

·          Шахматные фигуры. Первое знакомство. 

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

 

·          Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 

·          ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

 

 

·          КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

 

·          ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

                                   

·          СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".

 

·          ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   


                     

·          КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

 

·         Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

 

·         Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

          

·          Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

 

·                   Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

 

·                   Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

·                   Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

·        Короткие шахматные партии.

·       Занимательные страницы шахмат.

Шахматные сказки.

 

 

Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.












Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Шахматная азбука» 1 класс.


№ п/п

№ занятия в изучаемом разделе


наименование разделов и тем

планируемые результаты по видам учебной деятельности

плановые сроки прохожде ния

скорректированные сроки прохожде ния


I раздел «Шахматная доска»(6 часов)

1

1

Вводный урок

Знать место шахмат в мировой культуре



2

2

Шахматная доска. Белые и черные поля.

Знать шахматные термины: белое и черное поле (количество, чередование и их форму-квадрат). Расположение доски между партнерами.



3

3

Шахматная доска.

Знать три вида полей: горизонтальные, вертикальные и диагональные. Количество и чередование в них полей.

Уметь играть в игры: "Горизонталь","Вертикаль", "Диагональ".



4

4

Шахматная доска.

Знать восемь букв латинского алфавита.

Владеть шахматной нотацией

Играть в игры: "Назови вертикаль", "Назови поле"…



5-6

5-6

Шахматная доска. (Фланги и центр)

Владеть шахматной нотацией , понятиями центр и фланги.

Играть в игры.



II раздел «Начальная расстановка фигур»(2 часа)

7

1

Начальная позиция

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске



8

2

Расстановка фигур перед шахматной партией

Знать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.




III раздел «Шахматные фигуры»(17 часов)

9

1

Тяжелые и легкие фигуры

Знать названия шахматных фигур( ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) и их подразделения (к легким относятся конь и слон, к тяжелым - ладья и ферзь). Играть в игры: "Волшебный мешочек", "Что общего?"...



10

2

Ладья

Знать место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие. Играть в игры: «Один в поле воин»…



11

3

Слон

Знать место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Понятия :белопольные и чернопольные слоны. Играть в игры.



12

4

Взаимная ценность фигур. Ладья против слона

Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.



13

5

Ферзь

Знать место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.



14

6

Ферзь против слона и ладьи

Знать место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Играть в игры.



15

7

Король

Знать место короля в начальном положении. Ход короля.

Играть в игры:"Кто сильнее","Волшебный мешочек".



16

8

Король против других фигур

Знать место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.



17

9

Поле под ударом

Знать место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. (Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя).



18

10

Конь

Знать место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Знать действия коня против ферзя, ладьи, слона.




19

11

Конь против коня



20

12

Конь против других фигур



21

13

Пешка. Место пешки в начальном положении

Знать место пешки в начальном положении. Знать понятия ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.



22

14

Превращение пешки



23

15

Король и пешка против коня



24

16

Ударная сила фигур

Знать способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур.



25

17

Ценность фигур

В шахматной партии фигуры взаимодействуют. Это направлено к достижению мата.

Играть в игры: "Кто сильнее"…



IV раздел «Цель и результат шахматной партии»(8 часов)

26

1

Шах.

Знать, что такое шах (открытый и двойной шах).



27

2

Ставим шах. «Умный шах»

Знать, шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой);защиту от шаха.

Играть в игры.



28

3

Мат.

Знать мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.



29

4

Мат в один ход.



30

5

Пат. Рокировка

Знать отличие пата от мата. Варианты ничьей Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.



31-32

6-7

Шахматная партия

Демонстрировать короткие партии. Знать общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.



33

8

Игра всеми фигурами









Список литературы

1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М.: ФиС, 1976.

2. Гик Я.И. Беседы о шахматах: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

3. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986.

4. Костьев А.Н. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

5. Мучник Х.Л. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. - М.: ФиС, 1979.

6. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. – 2-е изд. - М: ФиС, 1981.

7. Сухин И.Г. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991.

8. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для

начальной школы. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

9. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для

начальной школы. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

10. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для

проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

11. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск:

Духовное возрождение, 2012.

12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск:

Духовное возрождение, 2011.