СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматная азбука

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматная азбука

Просмотр содержимого документа
«Шахматная азбука»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ГИМНАЗИЯ №1

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В.БАЛАНДИНА»



УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «Гимназия №1»

от 31.08.2021 г. №








Рабочая программа

курса «Шахматная азбука»

(1 год обучения).








Составитель:

В.И. Кирков












2021-2022 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Шахматы» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №1567) на основе ООП НОО МОУ СОШ № 17 и в соответствии с авторской программой «Шахматы» под редакцией А.А. Тимофеева.

Для реализации программы используется: Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 данная программа рассчитана на преподавание занятий по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе в объеме 1 часа в неделю, всего 33 часа.


Планируемые результаты освоения

внеурочных занятий «Шахматы»

Личностные результаты:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Предметные результаты:

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.


Формы организации занятий:

- Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

- Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

- Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.




РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Шахматная доска.


2

2

Шахматные фигуры.


2

3

Начальная расстановка фигур.


1

4

Ходы и взятие фигур.


16

5

Цель шахматной партии.


9

6

Игра всеми фигурами из начального положения.


3


Итого


33


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Содержание

Дата по плану

Дата фактич.


Шахматная доска (2 ч.)

1

Знакомство с шахматной доской

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.



2

Шахматная доска



Шахматные фигуры (2 ч.)

3

Знакомство с шахматными фигурами

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.



4

Знакомство с шахматными фигурами



Начальная расстановка фигур (1 ч.)

5

Начальное положение

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.



Ходы и взятие фигур (16 ч.)

6

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

(Основная тема учебного курса.)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.



7

Ладья в игре.



8

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.




9

Слон в игре.




10

Ладья против слона.




11

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.



12

Ферзь в игре.



13

Ферзь против ладьи и слона.




14

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.



15

Конь в игре.



16

Конь против ферзя, ладьи слона.





17

Знакомство с пешкой.




18

Пешка в игре.



19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.



20

Знакомство с шахматной фигурой. Король.



21

Король против других фигур.



Цель шахматной партии 9 ч.

22

Шах.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.



23

Шах.



24

Мат.



25

Мат.




26

Ставим мат.




27

Ставим мат.



28

Ничья, пат.



29

Рокировка.



30

Рокировка.



Игра всеми фигурами из начального положения 3 ч.

31

Шахматная партия.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.



32

Шахматная партия.



33

Повторение программного материала.




Используемая литература:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  2. Интернет-ресурсы.

  3. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

  4. Шахматы в школе. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.