СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьные традиции как эффективное средство воспитания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьные традиции как эффективное средство воспитания младших школьников»

ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Бреус Наталья, Институт непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан, Республика Хакасия, группа 5НП


Статья посвящена проблеме воспитания младших школьников. Актуализирована необходимость организации воспитательного процесса в начальной школе с использованием школьных традиций. Даны трактовки понятия «традиция» в справочной литературе. Приведены примеры традиционных воспитательных мероприятий, проводимых в общеобразовательной организации. Охарактеризована значимость школьных традиций как эффективного метода воспитания младших школьников.


Ключевые слова: воспитание, школьные традиции, общество, обычай, коллектив,



В настоящее время актуализирована задача формирования личности обучающихся в образовательных организациях. Это становится очень значимым в связи с тем, что размыты идеологические устои, и уровень воспитанности молодого поколения оставляет желать лучшего. Существует достаточно много средств, используя которые педагоги осуществляют воспитательный процесс. Одним  из воспитательных средств, как показывает практика, являются школьные традиции.
Направляя взгляд в историческое прошлое, можно видеть, что общество, в котором формировались, хранились и соблюдались традиции, было по большей части стабильным и сильным. На сегодняшний день, когда большинство традиций лишены своей значимости, либо просто утеряны, забыты, положение традиций школы становится весьма значимой в современной жизни.
Школа несомненно является частью общества. Та школа, которая не имеет никаких традиций становится обычным, скучным зданием, в котором обучающиеся отбывают положенные часы в силу надобности. Но школа в которой присутствуют традиции является и клубом, и семьей, и тем местом, где ребята обретают не только научные знания по предметам, но и знания о самом себе, о мире, об обществе которое его окружает, о возможностях самовыражения и самореализации. Традиции способствуют тому, чтобы установить хороший эмоциональный контакт между учениками как одного класса, так и школы в целом, так же между учениками и педагогами, педагогами и родителями, и само отношение между педагогами внутри коллектива. Традицией может выступать то, что обретает поддержку педагогического коллектива, что было принято и осуществляется не по приказу «сверху», а так, чтобы это было по желанию «снизу»; это должно быть то, чем хотят заниматься как и сами учащиеся, так и учителя, то, чем они хотят гордиться, что носит не единовременный, а постоянный характер. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля представлена такая трактовка к понятию традиции: это «преданье, всё, что устно передаётся от одного поколения на другие». В словаре же Сергея Ивановича Ожегова можно увидеть более современное объяснение, в котором не упомянуто об устной передаче традиций: это «...то, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)... Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [3].
Главные воспитательные задачи которые стоят перед коллективами педагогов, можно сформулировать следующим образом: обеспечение связи поколений, воспитание любви и уважения к истории той школы, где ты учишься, стремление, желание поддержать и в разы усилить ее славу. Самые важные задачи воспитания в большей степени действительно решаются, если с умом создать и суметь организовать жизнедеятельность всего ученического коллектива школы. В крепко организованном детском коллективе ребята приобретают опыт взаимодействия между людьми, так же опыт сотрудничества в группах, социальной ответственности и толерантности. Действительно, сам школьный ученический коллектив в настоящее время становится ведущей базой для накопления детьми положительного общественного опыта. В педагогически подготовленном, хорошо организованном коллективе школы у них возникает инициатива, активизируется развитие навыков социального творчества. Коллектив даёт возможность детям набраться опыта единого поведения в группе, на своем собственном опыте изучить позицию не только разумного послушания, но и активного противопоставления мнений, а также роль ответственного главы той или иной стороны совместной деятельности. В результате принятие всей совокупности имеющихся в школе воспитательных факторов влечет к образованию у подрастающей личности такого рода социально значимых качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, самостоятельность, ответственность, социальная справедливость, стремление уважать язык, культуру и традиции других народов [1]. И в этом плане будет целесообразным актуализировать педагогический ресурс школьных традиций.

Смысл традиций состоит в том, что они позволяют создать стабильность и связь сложившегося вида деятельности и общения, что несомненно является плодотворным способом формирования отдельной личности. Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко не раз говорил о том, что школа, традиции которой были утрачены, или их не было вовсе, не может быть хорошей школой. По мнению педагога нужно сделать так, чтобы в воспитательном пространстве школы имелись не отдельные разрозненные традиции, а своего рода основа для традиций. Только это может создать положительные личностно-психологические основания для демонстрации воспитанниками предприимчивости и самостоятельности. Любая система, будь то традиция, или же что-то другое не могут возникнуть сами по себе. Традиция же образуется в целенаправленно организуемых различных видах деятельности школьного коллектива. Тот или иной вид деятельности скрыто может оказаться основой появления соответствующих традиций. Глядя на творческий педагогический опыт инновационных образовательных учреждений можно с полным убеждением сегодня заявить, что сами дети должным образом начинают видеть друг друга только в зеркале традиций, только тогда, когда он понимают, например, что их классный коллектив чем-то да отличается от остальных. То же самое можно сказать и об ученическом коллективе школы в целом. Наличие коллектива в котором присутствуют традиции даёт ребенку редкое в своем роде ощущение общего «мы», причём без какой бы то ни было потери для его личного «я» [2].

Школьные традиции нужно рассматривать как обычаи, порядки, правила, крепко сложившиеся в школе, защищаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и воспитанников к другим поколениям.

В МБОУ «Новороссийская СОШ» собрано много хороших, нужных, полезных традиций, они живут в школьном коллективе по сей день. Не так давно в школе образовался такой орган, как ученическое самоуправление, в его основе лежат три главных принципа:
• организация и проведение соревнований для всех учеников школы;
• организация групп разного возраста на базе различных кружков и факультативов;
• формирование главного высшего выборного органа ученического самоуправления.
Традиционными являются такие мероприятия, которые посвящены выборам президента школы, в преддверии празднования Дня защитника Отечества проводится конкурс песни и строя среди учащихся всех классов школы. Данное мероприятие посвящено Перминову Александру, бывшему выпускнику школы, который доблестно нес службу в рядах российской армии и погиб, выполняя воинский долг. Школьники проявляют и огромное желание участвовать в игре «Зарница», которая организовывалась в школе с тех пор, когда наши родители были еще детьми.
Жизнь школьного сообщества насыщена довольно разнообразными праздниками и мероприятиями. Из них большее количество является традиционными, например: «Праздник первого звонка», «Последний звонок», «Выпускной бал», «Вечер встречи с выпускниками», «День самоуправления», «Неделя добрых дел» и  др.
Несомненно, большинство традиций проявляют огромный воспитательный ресурс. Во-первых, они способны создавать у обучающихся взаимные интересы, создают положительный социальный статус жизни коллектива, добавляют ему благоприятные условия для стабильности и надежности. Во-вторых, вносят ученическому коллективу школы отличительную черту, нечто такое, ни на кого не похожее «лицо»; для  обучающихся школьный коллектив становится особенным, единственным и неповторимым, таким, которым можно гордиться. В-третьих, традиции способны организовать единство интересов, переживаний, объединяют детский коллектив, делают разнообразной школьную жизнь. В действительности именно традиции оказывают помощь по созданию той общности, без которой реализация функций образовательного учреждения (обучать – воспитывать – развивать) на самом деле не может быть.
Для развития традиций также нужно учитывать и современные перемены в образе жизни и взгляды учеников и их родителей. Какие-то традиции школы будут постепенно уходить, а не менее интересные приходить, но в любом случае останутся их взаимосвязь духу школы и поддержка в воспитании подрастающего поколения.

Библиографический список

1.Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. Т.3 - М.: Педагогика, 2004. – 556 с.

2.Реализация воспитательного потенциала традиций школьного ученического коллектива- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sibvido.ru/node/129 (дата обращения 02.10.2017). 3.Толковый словарь С.И.Ожегова – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/35404 (дата обращения 02.10.2017). 4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0265/6_0265-338.shtml (дата обращения 31.09.2017).