РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа
им. С.З. и Г.З. Пискуновых»
307050, Курская область, Медвенский район, д.Губановка
тел./факс 8 (47146) 4 – 87 – 24
e-mail: [email protected]; сайт: shkola-2rojd. ru
Программа
«Семья и школа:
грани сотрудничества»
Составитель: заместитель директора по
воспитательной работе Газаева Л.О.
д.Губановка, 2016г.
Цель программы:
Создание реального сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.
Задачи программы:
1) изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка;
2) выявление функции взаимодействия педагогического коллектива и родителей;
3) формирование педагогической позиции родителей;
4) определение форм взаимодействия педагогического коллектива и родителей;
5) организация родительского всеобуча в общеобразовательной организации;
6) формулирование методических рекомендаций по проведению родительского собрания;
7) использование личностно-ориентированного подхода к ребенку и родителям;
8) привлечение родительской общественности к участию в учебно-воспитательном процессе;
9) достижение активного участия родителей в воспитании детей;
10) анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной организации и родителей по воспитанию школьников.
Участники программы:
- учащиеся и их родители;
- администрация школы;
- учителя-предметники;
- классные руководители;
- библиотекарь;
- воспитатели ГПД;
- медсестра;
- ДЮСШ;
- МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников»;
- сельская библиотека;
- КДН и ЗП;
- МУЗ Медвенская ЦРБ;
- отдел МВД;
- и другие.
Сроки реализации программы
1этап – начальный - 2015-2016 учебный год
2 этап – основной – 2016-2019 учебный год
3 этап – заключительный - 2019 - 2020 учебный год
Приоритетные направления Программы
Диагностика семей
Работа с нестандартными семьями
Психолого-педагогическое просвещение
Сотрудничество
Ожидаемые результаты
- Возрождение традиций семейного воспитания, улучшение микроклимата в семье.
- Повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношении с ребенком.
- Устойчивость в поведении детей, уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде, сокращение числа неблагополучных семей.
- Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.
- Отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
- Повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения
Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Главные функции семьи:
- воспитательная;
- оздоровительная;
- духовно-нравственная;
- познавательно-образовательная;
- бытовая;
- трудовая;
- культурно-просветительная;
- досугово-творческая;
- охранно-защитная.
Главные функции взаимодействия школы и семьи:
1) информационная
2) воспитательно-развивающая
3) формирующая
4) охранно-оздоровительная
5) контролирующая
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Коллективные
Групповые
Индивидуальные
- Актив родителей;
- Родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;
- Родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
- Родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
- Родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
- Родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении.
- Беседа;
- Посещение на дому;
- Задушевный разговор;
- Консультация-размышление;
- Выполнение индивидуальных поручений;
- Совместный поиск решения проблемы;
- Переписка;
- Индивидуальная консультация.
- Круглый стол;
- Мини-лекции;
- Родительский лекторий;
- Конференция по обмену опытом;
- Вечер вопросов и ответов;
- Диспут-размышление по проблемам воспитания;
- Встреча родителей с администрацией школы, учителями;
- «День открытых дверей»;
- Выставки работ;
- Творческие отчеты;
- Родительское собрание.
Методы работы:
наблюдение
беседа
анкетирование
измерение
Проблемы
- Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, лекториев, семинаров.
- Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
- Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
- Родительские собрания в основном посещают мамы.
- Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.
Пути преодоления проблем
- Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
- Уделять больше внимания организации и проведению родительского собрания, изменить подход к проведению собрания, пересмотреть формы и методы ведения собрания.
- Предварительно изучить потребности родителей в том или ином вопросе.
Основные направления программы
работа с учащимися
работа с родителями
совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей
Критерии оценки эффективности реализации программы «Семья и школа»
Цель: Изучение результативности сотрудничества семьи и школы.
- Изучение уровня воспитанности учащихся
- Изучение удовлетворенности родителей работой в классе
- Изучение системы ценностей учащихся
- Изучение уровня тревожности учащихся
- Изучение мотивации учебной деятельности учащихся
- Изучение социально-психологического климата класса.
- Изучение уровня удовлетворенности родителей работой в классе
- Изучения эффективности сотрудничества семьи и школы
Методики:
1. Уровень воспитанности (Капустина)
2. Методика измерения мотивации учебной деятельности школьников (Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова)
3. Методика измерения тревожности Кондаша
4. Методика “Ценностные ориентации” (М.Рокич)
5. Психологический климат группы. Лутошкин Л.Н.
6. Методика изучения удовлетворенности родителей работой в классе (Е.Н. Степанов)
7. Методика изучения эффективности сотрудничества семьи и школы.
Методическая литература
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. 3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23. 4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. 5. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1. 6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125. 7. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127. 8. Власов В.В. Профессия и семья, // Социологические исследования. - 1995.- N 5. 9. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72. 10. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.
Методическая литература
11. Ковашкина О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка // Начальная школа. - 1995. - N 12. 12. Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-1993. - N 10. - С.73-75. 13. Матвейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 1980. - С.71. 14. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986. 15. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17. 16. Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. - Москва-Воронеж, 1995. - С.10-15. 17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978. 18. Шилова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социологические исследования. - 1994. - N 11. 19. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями // Начальная школа. - 1994. - N 11. - С.75-76. 20. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.
Спасибо за внимание!