СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническое развитие музыкальных образов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Симфоническое развитие музыкальных образов

Цели урока: развитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора..

Просмотр содержимого документа
«Симфоническое развитие музыкальных образов»

Урок № 23-24 _________________

Симфоническое развитие музыкальных образов

Цели урока: развитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора..

Ход урока.

1. Орг.момент

2. Работа над новым материалом.

Симфоническая музыка и её образы часто не связаны с программой или сюжетом. В центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые.

Задание 1. рассмотреть и анализировать картины французских художников;

 Рассмотрите и сравните картины французских художников Анри Матисса «Разговор», Поля Сезанна «За фортепиано». Что вы можете сказать о художественных образах картин? (Ответы уч-ся)

- В какой из них наблюдается резкий контраст? 

- В картине Матисса выражен контраст. В ней контрастны положения фигур

(мужчина стоит, женщина сидит), одежда (на мужчине светло-голубая пижама, на женщине – черный, бархатный халат). Персонажи разделены окном, выходящим в сад. Густой сине-фиолетовый цвет (цвет тревоги) комнаты контрастен зелени деревьев за окном. Все это передает напряженность диалога, обстановки, в которой он происходит, показывает противостояние действующих лиц.

- В какой картине возникает единый образ?

- В картине Сезанна общий колорит, мягкость, приглушенность тонов как бы

объединяют персонажи в один эмоциональный образ.

На картине изображены мать и сестра художника.

В инструментальной, симфонической музыке, где нет слов, как в песнях, романсах, понять ее помогает прием музыкального развития. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставления, (день-ночь, утро-вечер) или контраст-столкновения музыкальных образов (противоборство сторон, сил, мнений).

Задание 2. слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

Послушайте знакомое произведение, вспомните, как оно называется, кто автор, есть ли контрастные образы?

Слушание Симфония №5 Бетховен.

Задание 3. слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Послушайте фрагмент еще одного знакомого произведения, вспомните, кто автор?

Слушание фрагмента Симфония №40 Моцарт

С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?

(Ответы уч-ся: Симфония №40, Вариации на т. фр.н.песни «Пастушья песня», «Рондо в турецком стиле».)

- Это великий австрийский композитор. Он писал разножанровую музыку: оперы, симфонии, сонаты, концерты, заупокойная месса «Реквием», мы слушали 1-ю часть Симфонии №40 соль минор.

- На стр. 134 прочтите, как отзывался немецкий композитор Шуман и русский композитор Кабалевский.

Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.

(Ответы уч-ся: первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре).

Послушайте 1-ю часть симфонии и скажите, какое развитие получают эти темы?

Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт

Правильно, темы контрастны, но они не сталкивались, а сопоставлялись, что придает музыке Моцарта загадочность и непостижимую глубину.

Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии

Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт

(Анализ произведения. Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.)

Какой образ композитора возникает при восприятии этой симфонии? Не к нему ли относятся слова «В печали весел, а в веселье печален». Как вы понимаете это высказывание?

В ы в о д: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена.

IV. Подведение итогов. Все ли мы успели сделать? Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).