Рассмотрено: на заседании ШМО Протокол №___ от «___»__________202__г ____________ | Согласовано: Зам.директора по УВР __________ «___»__________202__г. | Утверждаю: Директор МБОУ _________ Приказ №___ от «___»__________202__г. |
Согласовано: Родители (законные представители): _____________________ «__»_______________202_г | | |
Специальная индивидуальная программа развития
учащегося 1 класса
на 2021 – 2022 учебный год
| | Ответственный за реализацию программы: Учитель начальных классов |
Структура СИПР
Содержание | Стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Общие сведения о ребёнке | 3 |
Педагогическая характеристика | 3 |
Индивидуальный учебный план | 4 |
Содержание образования | 5 |
Содержание учебных предметов и календарно-тематическое планирование | 7 |
Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 30 |
Программа сотрудничества с семьей | 30 |
Ожидаемые результаты реализации СИПР | 30 |
Пояснительная записка Специальная индивидуальная программа развития составлена для ………, обучающегося 1 класса в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Общая характеристика специальной индивидуальной программы развития (вариант 3.4) Данная образовательная программа адаптирована для индивидуального обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающегося. Целью реализации АОП НОО варианта 3.4 является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного НОО обучающегося, имеющего сочетание слепоты с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития, далее ТМНР), что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками. На основе данного варианта АОП НОО разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Задачи программы: - обеспечение личностного развития слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), нравственное развитие, сохранение и укрепление здоровья; - содействие максимально возможному достижению планируемых результатов по освоению АОП НОО (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся); - осуществление коррекционной работы, обеспечивающей социальную адаптацию обучающегося и профилактику возникновения вторичных нарушений развития; - выявление и развитие способностей обучающегося через систему мероприятий внеурочной деятельности. Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со слепыми и видящими обучающимися, а также взрослыми.
Общие сведения о ребёнке
………. обучается на дому (решение ПМПК от …….) по АООП НОО для слепых обучающихся с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Вариант ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 3.4
Педагогическая характеристика
……………. поступил в школу 01.09.2020 г. ………… – слепой с тяжелой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Для него характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, которое сочетается с нарушениями слуха, опорно- двигательного аппарата. Расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляются в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения.
Особенности психического развития проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие. Игровая деятельность, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности, не сформирована, протекает в виде манипулятивных действий с предметами, в однообразных повторяющихся движениях.
Предметно - практическая деятельность не сформирована. Интерес к предметной деятельности у мальчика неустойчивый, избирательный. Действия с предметами стереотипны (любит качаться на качели, вниз головой). Практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания (самостоятельно не кушает, пользуется памперсами), ориентировки (даже на собственном теле). Денис периодически проявляет самоагрессию (бьёт себя по лицу, давит пальцами на веки).
…….. не разговаривает, у него отсутствуют навыки общения. Затруднено понимание обращенной к нему речи (понимает небольшое количество слов бытового характера), не выполняет даже самые элементарные просьбы и инструкции. Есть трудности привлечения внимания.
Предметно - практическая деятельность не сформирована. Интерес к предметной деятельности у ……… неустойчивый, избирательный. Действия с предметами стереотипны.
У …….. отсутствует интерес к познанию окружающего мира, потребность в общении с учителем низкая. Во время занятия отворачивается, попытки привлечь внимание, включить ребенка в учебный процесс вызывают раздражение, злость, ребенок начинает кричать, плакать. Недовольство выражает громким криком, истерикой. Наблюдаются беспричинные колебания настроения, характерные движения и звуки (скрипит зубами). Денису необходим постоянный уход со стороны взрослых, сопровождение в ежедневных бытовых ситуациях, он полностью зависим от взрослых.
Индивидуальный учебный план
Специальная индивидуальная программа развития включает индивидуальный учебный план, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий, соответствующий особым образовательным возможностям и потребностям обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. Индивидуальный учебный план составлен на основе примерного учебного плана для слепых обучающихся с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Вариант ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 3.4
На основании приложения к приказу Министерства образования Красноярского края от 26.08.2015 № 48-11-04 «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной ОО и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей – инвалидов в части организации обучения по ООП на дому или в медицинских организациях», заявления родителей и медицинской справки рекомендовано обучение на дому, поэтому был выбран учебный план, рекомендованный вышеизложенным приказом.
Индивидуальный учебный план
учащегося 1 класса .
По АООП ФГОС НОО (Вариант 3.4)
на 2021-2022 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
I класс |
Обязательная часть |
Язык и речевая практика | Русский язык | 0,5 |
Чтение | 0.5 |
Устная речь | 1 |
Математика | Математические представления | 0,5 |
Окружающий мир | Развитие речи и окружающий мир | 1 |
Искусство | Музыка | 1 |
Тифлографика | 2 |
Технологии и предметно-практическая деятельность | Ручной труд | 0,5 |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 1 |
Итого: | 8 |
Содержание образования. Расписание занятий
1 полугодие
День недели | Предмет | ФИО учителя | Количество часов | Начало и окончание занятий |
Понедельник | Чтение | | 1 | 12.00-12.30 |
Адаптивная физкультура | 1 | 12.35-13.05 |
Четверг | Устная речь | | 1 | 12.00-12.30 |
Математические представления | 1 | 12.35-13.05 |
Тифлографика | 1 | 15.00-15.30 |
Пятница | Тифлографика | | 1 | 12.00-12.30 |
Музыка | 1 | 12.35-13.05 |
Развитие речи и окружающий мир | 1 | 13.10-13.40 |
2 полугодие
День недели | Предмет | ФИО учителя | Количество часов | Начало и окончание занятий |
Понедельник | Русский язык | | 1 | 12.00-12.30 |
Адаптивная физкультура | 1 | 12.35-13.05 |
Четверг | Устная речь | | 1 | 12.00-12.30 |
Ручной труд | 1 | 12.35-13.05 |
Тифлографика | 1 | 15.00-15.30 |
Пятница | Тифлографика | | 1 | 12.00-12.30 |
Развитие речи и окружающий мир | 1 | 12.35-13.05 |
Музыка | 1 | 13.10-13.40 |
Содержание учебных предметов
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Место учебного курса в учебном плане
На обучение русскому языку выделяются часы учебного плана:17 часов (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение здороваться и прощаться, в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
практическое понимание своих социальных ролей (сын, ученик и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой.
Предметные результаты:
умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности;
развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных движений (пальчиковые упражнения);
умение обследовать предметы/объекты.
Базовые учебные действия:
умение выполнять инструкции учителя;
использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
умение слушать и вступать в диалог доступными средствами;
поднимать голову, поворачивать голову на звук;
понимать голосовую инструкцию, выполнять стандартную (часто повторяющуюся) инструкцию;
выполнять действие способом сопряженных действия («рука-в-руке»), последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Осязательное восприятие. Развитие культуры осязательного восприятия.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ слова.
Направления работы по учебному предмету «Русский язык»:
Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) 1 класса по предмету «Русский язык» являются:
обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
понимание значения слова, соотнесение его с конкретным предметом или действием;
использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
овладение простейшими речевыми формами и правилами их применения;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Осязательное восприятие (19 ч) |
1-10 | Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кистей рук, пальцев. | 10 |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха (16 ч) |
11-15 | Использование игровых упражнений на определение источника звука («Кто позвал?», «Отгадай предмет по звуку»). | 5 |
16-17 | Использование игровых упражнений на определение направления звука («Найди, где пищит мышка»). | 2 |
ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Чтение» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Место учебного курса в учебном плане
На обучение чтению выделяются часы учебного плана: 17 часов (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение».
Личностные результаты:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в подготовительном классе – умение здороваться и прощаться);
практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении.
Предметные результаты:
выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
уметь здороваться и прощаться с взрослыми и детьми, правильно пользоваться «вежливыми» словами (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
слушать небольшую сказку или рассказ;
Базовые учебные действия:
произвольно включаться в деятельность;
выполнять действие способом сопряженных действия («рука-в-руке»), последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Обучение грамоте. Подготовка к усвоению грамоты.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Различение звуков окружающей действительности.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Расширение арсенала языковых средств, необходимых для повседневного общения.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения. Вдох-выдох.
Направления работы по учебному предмету «Чтение»:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
Понимание обращенной речи.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации (жесты) и принятыми нормами социального взаимодействия (умение здороваться и прощаться).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Умение вступать в контакт.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1-2 | Диагностика. | 2 |
3-7 | Введение в речь детей доступных этикетных выражений и жестов-заменителей (да, нет) | 5 |
8-12 | Введение в речь детей доступных этикетных выражений и жестов-заменителей (дай, на) | 5 |
13-15 | «Самолёт летит» Игра с движениями. Чтение стихов. | 3 |
16-17 | Диагностика | 2 |
УСТНАЯ РЕЧЬ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Устная речь» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Место учебного курса в учебном плане
На обучение устной речи выделяются часы учебного плана: 33 часов (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
понимает обращенную речь;
может вступать в контакт, используя альтернативные средства коммуникации;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
произвольно включаться в деятельность;
поднимать голову, поворачивать голову на звук;
понимать голосовую инструкцию, выполняет стереотипную инструкцию;
выполнять действие способом «рука-в-руке», последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Аудирование. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.
Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов.
Темы тесно переплетаются с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Социально-коммуникативное развитие», «Предметно-практические действия», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Устная речь» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек.
Направления работы по учебному предмету «Устная речь».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Понимание обращенной речи.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации (жесты)
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Умение вступать в контакт.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Адаптационный период. «Я - человек» (12ч) |
1-2 | Диагностика | 2 |
3-12 | Части тела (голова, руки, ноги) | 10 |
Мир вокруг нас. (15ч) |
13-22 | «Посуда» Тарелка, ложка, кружка. Действия с посудой. | 10 |
23-27 | «Мебель» Стол, стул. | 5 |
Закрепление (15 ч) |
28-30 | «Мебель» | 3 |
31-32 | «Посуда» | 2 |
33 | Диагностика. | 1 |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Место учебного курса в учебном плане
На обучение по учебному курсу «Математические представления» в учебном плане выделяется 16 часов (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математические представления» 1 класс.
Личностные результаты:
понимает обращенную речь;
может вступать в контакт, используя альтернативные средства коммуникации.
Предметные результаты:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Обучающийся научится
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
понимать голосовую инструкцию, выполнять действия в соответствии с стандартной инструкцией;
выполнять действия способом сопряженных действий («рука-в-руке»), последовательно выполнять отдельные операции, действуя по инструкции учителя, а при наличии форменного зрения и по подражанию учителю;
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Математические представления» включает следующие разделы:
«Количественные представления» - Нахождение одинаковых предметов. Различение множеств («один», «много»). Представление о числовой последовательности.
«Представления о форме» - Представление о геометрических телах. Различение геометрических форм (круг, квадрат).
«Представления о величине» - Умение различать и сравнивать предметы по величине однородных и разнородных предметов.
«Пространственные представления» - Ориентировка на собственном теле, на плоскости. Пространственные представления (верх-низ, право-лево). Ориентация на плоскости (верх, низ, правая сторона, левая сторона).
«Временные представления» - Определение временного промежутка («утро», «ночь»).
Направления работы по учебному предмету «Математические представления»:
ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате формирования элементарных математических представлений о форме, величине обучающийся получит возможность научиться следующему :
Сопоставлять два объекта по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
Использовать вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
Перемещаться в пространстве класса (держась за руки, за обруч и т. п.).
В результате формирования представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счета, решения простых арифметических задач с опорой на наглядность обучающийся будет способен:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Количество часов на тему |
1 | Диагностика | 1 |
Формирование представлений о величине (5 ч) |
2-6 | «Большой - маленький». «Большие и маленькие игрушки», «Я большая, а ты маленький» | 5 |
Формирование представлений о форме (24 ч) |
7-11 | Квадрат. Сравнение квадратов по величине: маленькие и большие квадраты | 5 |
12-15 | Круг. Сравнение кругов по величине: маленькие и большие круги | 4 |
16 | Диагностика. | 1 |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
На учебный предмет «Развитие речи и окружающий мир» в учебном плане в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
понимает обращенную речь;
может вступать в контакт, используя альтернативные средства коммуникации.
узнает предметы и объекты постоянного окружения, обследует их с помощью осязания и всех сохранных анализаторов
Предметные результаты:
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
понимать голосовую инструкцию, выполняет стереотипную инструкцию;
выполнять действие способом сопряженных действий («рука-в-руке»), последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Человек»
Представления о себе. Представление о частях тела.
«Рукотворный мир»
Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие - твердые; музыкальные).
«Животный мир»
Представление о домашних животных (кот, собака, корова). Представление о птицах: домашних птицах (курица, петух).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) 1 класса по предмету «Развитие речи и окружающий мир»:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов |
«Человек» (6 ч) |
1-5 | Части тела человека. Лицо человека. | 5 |
«Рукотворный мир» (10 ч) |
6-10 | Игрушки: мяч, кукла, кубики, машинки (мягкие - твердые). | 5 |
11-15 | Посуда (тарелка, ложка, стакан). | 5 |
16-20 | Мебель (стул, стол, шкаф, диван). | 5 |
«Животный мир» (5 ч) |
21-25 | Представление о домашних животных кот, собака, корова). | 5 |
26-30 | Представление о домашних птицах (курица, петух). | 5 |
«Традиции, обычаи» (4 ч) |
31-33 | День рождения ребёнка. | 3 |
МУЗЫКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
На учебный предмет «Музыка» в учебном плане варианта 3.4. в 1 классе выделяется 33 часа: 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося);
наличие элементарных представлений о нравственных нормах («хорошо» - «плохо»), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств;
Предметные результаты:
может слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
узнаёт знакомые песни, подпевать их доступным способом;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
произвольно включаться в деятельность;
поднимать голову, поворачивать голову на звук;
понимать голосовую инструкцию, выполнять стереотипную инструкцию;
выполнять движения с помощью педагога;
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программно-методический материал включает 4 раздела:
Слушание.
Подготовка детей к восприятию музыки. Слушание (передавать различие хлопками) тихого и громкого звучания музыки. Слушание (передавать различие эмоционально) веселой и грустной музыки.
Движение под музыку.
Хлопать в ладоши под музыку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пропевает мелодию (доступным способом с помощью педагога).
Слушает музыку (не отвлекается, слушает произведение до конца).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Количество часов на тему |
1-3 | «Ладушки» | 3 |
4-6 | «Спи, мой мишка» | 3 |
7-9 | «Цок, Цок, лошадка!» | 3 |
10-12 | «Хлоп-хлоп-хлоп» | 3 |
13-15 | «Ёлочка» | 3 |
16-18 | «Ладушки-ладошки» «Приседай» | 3 |
19-21 | «Бычок», «Мишка», «Слон» А.Л.Барто | 3 |
22-24 | «Собачка», «Цап-царап» | 3 |
25-27 | «Колыбельная» | 3 |
28-30 | «Стукалка» | 3 |
31-33 | Повторение разученных песен. Подведение итогов | 3 |
ТИФЛОГРАФИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Тифлографика» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Обучение слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) тифлографике - одна из важных задач тифлопедагогики. Овладение тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая методикой восприятия и воспроизведения тифлографического изображения, ребенок расширяет свои познавательные возможности. Тифлографика выполняет важную компенсаторную роль и предупреждает появление вторичных отклонений в развитии. Обучение слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) тифлографической деятельности открывает большие возможности для проведения коррекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии процессов; мышления, формированию представлений. Тифлографическая деятельность способствует художественному воспитанию незрячих, прививает эстетический вкус, приобщает их к творческой деятельности.
На уроки по предмету «Тифлографика» в 1 классе по учебному плану выделяется 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения АООП НОО слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения АООП слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
1) осознание своей принадлежности к определенному полу;
2) осознание себя как "Я";
3) освоение доступных социальных ролей обучающегося (сын/дочери и других);
4) наличие элементарных представлений о нравственных нормах ("хорошо" - "плохо");
Базовые учебные действия:
Личностные базовые учебные действия:
Регулятивные базовые учебные действия:
Познавательные базовые учебные действия:
Предметные результаты:
развитие способности обследования предметов и объектов с помощью осязания и всех сохранных анализаторов,
развитие способности узнавать предметы постоянного окружения, развитие способности выполнения элементарных рельефно-графических изображений по рельефному образцу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие способности обследования предметов и объектов с помощью осязания и всех сохранных анализаторов, способности узнавать предметы постоянного окружения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Вводный урок (3 ч) |
1-3 | Знакомство с обучающимися, выяснение их представлений об изобразительной деятельности | 3 |
2. Знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки (60 ч) |
4-23 | Удержание и правильный захват предмета, выделение ведущей руки, формирование чувства давления, дифференцирование предметов по состоянию поверхности. | 20 |
24-43 | Упражнения по «рассматриванию» предметов двумя руками, сохраняя направления движения, сравнение величин предметов. | 20 |
44-63 | Понятия формы, величины. | 20 |
Подведение итогов (3 ч) |
64-66 | Диагностика | 3 |
РУЧНОЙ ТРУД. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Описание места учебного предмета «Ручной труд» в учебном плане: в 1 классе отведено 16 часов, 0,5 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения АООП НОО слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.
Личностные результаты предполагают
осознание своей принадлежности к определенному полу;
освоение доступных социальных ролей;
формирование элементарных представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах поведения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися учебного предмета «Ручной труд» и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений по данному предмету, применении их в практической деятельности (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся):
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий состоят в том, что обучающийся должен научиться:
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
произвольно включаться в деятельность;
понимать голосовую инструкцию, выполнять стереотипную инструкцию;
выполнять действие способом сопряженных действий с педагогом, т.е. «рука-в-руке»;
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приемы работы с пластической массой:
деление на части (отрывание, откручивание, отщипывание кусочка материала от целого куска);
Приемы работы с бумагой и картоном. Сминание бумаги. Разрывание бумаги.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По освоению доступных трудовых навыков (лепка, аппликация, рисование) у обучающихся будут сформированы:
Способность к самостоятельной трудовой деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе трудовой деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов по тему |
Работа с пластилином (10 ч) |
1-5 | Учимся разминать пластилин. | 5 |
6-10 | Учимся отщипывать (отрывать, откручивать) кусочки от комочка пластилина. | 5 |
Приемы работы с бумагой и картоном (11 ч) |
11-13 | Учимся мять бумагу и разглаживать её ладонью. | 3 |
14-15 | Учимся разрывать бумагу. | 2 |
16 | Итоговая диагностика | 1 |
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Описание места учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в учебном плане: в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Предметные результаты:
развитие физических качеств;
коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия), мышечного тонуса и пр.
Базовые учебные действия:
выполняет действие способом сопряженных действий (рука-в-руке);
последовательно выполняет отдельные двигательные действия по последовательно предъявляемой инструкции или по образцу, предъявляемого педагогом (при наличии остаточного форменного зрения);
удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию двигательных нарушений, общей и мелкой моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений у слепых учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой) и ТМНР программного материала учебного предмета «Адаптивная физическая культура. 1 класс» являются:
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Количество часов |
1-2 | Диагностика | 2 |
3-7 | Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Расслабление кисти. | 5 |
8-12 | Повороты ладони кверху и книзу. Расслабление кисти. | 5 |
13-17 | Движение рук: хлопки внизу, вверху. | 5 |
18-22 | Наклоны головы. Упражнения для шеи. | 5 |
23-27 | Ходьба за учителем держась за руки: в заданном направлении. | 5 |
28-32 | Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое. | 5 |
33 | Повторная диагностика | 1 |
5.СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Учитель начальных классов
6.ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением ОДА путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке СИПР; присутствие родителями уроков; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «Новогодний праздник» «Последний учебный день» |
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения АОП НОО слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. Стандарт устанавливает требования к:
личностным, предполагающим осознание своей принадлежности к определенному полу; освоение доступных социальных ролей; формирование элементарных представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах поведения;
предметным, связанным с овладением обучающимися предметными областями и характеризующим достижения в усвоении знаний и умений по учебным предметам, применении их в практической деятельности (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся).