СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом по теме "Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения"

Просмотр содержимого документа
«Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения»

МКОУ Чикманская СОШ

















































Выступление

на методическом объединении учителей начальных классов

Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения





































Учитель начальных классов

Чайко Надежда Анатольевна















2017-2018 учебный год

Слайд 1

Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения

Слайд 2

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

Слайд 3

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Слайд 4

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания

Слайд 5

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Слайд 6

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Слайд 7

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.




Слайд 8

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Слайд 9

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Слайд 10

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Слайд 11

Приведу примеры двух способов оценочной деятельности.

1 КЛАСС.

На каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.

Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.

Каждый месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;

  • Какой предмет ребёнку интереснее других;

  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;

  • Каково качество усвоения отдельных тем;

  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Слайд 12

2-4 КЛАССЫ.

Для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса.

Например, к устному ответу по литературному чтению могу быть предъявлены такие требования:

  • Выразительное чтение;

  • Пересказ;

  • Объяснение значения слов;

  • Нахождение ключевых фраз;

  • Ответы на вопросы учителя и класса.

  • Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем.

Результаты наиболее значимых работ анализируются учителем с помощью диагностических карт.

Карта несёт в себе следующую информацию. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначены выполненные (+) или невыполненные (-) требования, предъявленные к работе. В последней графе – итоговая оценка учебной деятельности.

Этот фрагмент диагностической карты показывает, что:

  • Требуется дополнительная работа с целым классом над тем умением, освоение которого отражено в 3-й графе (объяснение значения слов);

  • Необходима индивидуальная работа с ученицей Фёдоровой (пересказ) и Сидоровым (нахождение ключевых фраз);

  • Все учащиеся класса успешно освоили умения – выразительное чтение и ответы на вопросы учителя и класса.

Информация, содержащаяся в картах, является открытой для ученика и родителей. Карта позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся и давать необходимые рекомендации учащимся и родителям.

Слайд 13

Школой выдвигает для себя набор требований ( правил) к выставлению оценки.

  1. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

  2. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.

  3. За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.

  4. Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).

  5. За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся все ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.

Слайд 14

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

  • Рассмотреть нулевой уровень (не достигнут даже необходимый уровень).




Слайд 15

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Слайд 16

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Слайд 17

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Слайд 18

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отиеток в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Слайд 19 (образец портфолио)

Слайд 20

Я ученик

(Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

Слайд 21

Мой распорядок дня

Можно оформить в виде таблицы

Утро – дела – рисунок

День – дела – рисунок

Вечер – дела – рисунок

Слайд 22

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Слайд 23

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Слайд 24

Закон современной дидактики «Способ контроля прямо влияет на способ деятельности».

Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества знаний и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.



Слайд 25

Спасибо за внимание!









Вот некоторые приёмы  формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать  на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

 Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Важно не наказы­вать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

Изучив опыт использования оценочных листов педагогами Новосибирской области, назову общие характерные черты оценочного листа. Приложение 2. Принято содержание оценочного листа оформлять в виде таблицы. Перед таблицей указывают по выбору: учебный предмет, класс, ФИО ученика и учителя, тему урока, цель и задачи урока, вид работы, название таблицы и др. Учитель может использовать ЛО при выполнении одной отдельной работы на уроке или при работе учащихся в течение нескольких уроков, четверти или учебного года. При конструировании ЛО учитель учитывает особенности преподаваемого предмета, конкретного урока или отдельного задания в ходе урока. Используют ЛО в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного или итогового контроля. В ЛО вносятся критерии оценивания, создаются ячейки для самооценки и оценки учителя, в том числе для итоговой оценки.

Процесс составления оценочного листа – это процесс творческий. Он, безусловно, зависит от опыта работы педагога и уровня его педмастерства. Эта работа занимает очень значимый объём времени у учителя в процессе подготовки к уроку. Но если регулярно создавать и использовать оценочные листы на практике, то время затраченное на составления листа сокращается, кроме того листы стандартизируются и учитель может использовать при одинаковой учебной работе однажды разработанный лист оценки многократно. Оценочный лист, в таком случае, становится универсальным. Уже созданные листы подвергаются редактированию, т. е. совершенствуются учителем при последующем конструировании.

Традиционно использую в своей практике различные инструменты оценивания, начиная с первых дней обучения первоклассников. По мере накопления опыта оценивания дети способны фиксировать инструменты и результаты оценочной деятельности в рабочих тетрадях. Полноценные оценочные листы применяю на уроках, начиная с третьего класса. В ЛО включаю одновременно различные инструменты оценивания, а критерии оценки дети проговаривают устно. Таким образом, учитываю возрастные особенности детей и их опыт в учебной деятельности. В оценочном листе обязательно предусматриваю поля для самооценки учащихся и оценок одноклассников, учителя. Часто использую 3 – бальную систему оценивания. Итоговый бал с помощью чёткого алгоритма переводится в традиционную отметку 1-5. Итоговую отметку из оценочного листа переношу в классный журнал и в дневник ученика. Оценочный лист вклеивается в тетрадь или в дневник ученика в зависимости от степени значимости учебной работы. Родители вместе с учителем получают возможность следить за динамикой образовательных результатов. Включаю в ЛО инструменты для проведения рефлексии, так осуществляется обратная связь в образовательном процессе. Приложени 3.

Использую оценочные листы и во внеурочной деятельности. Успешно применяла критериальное оценивание в классах, где обучаются дети с задержкой психического развити