СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка серии уроков информатики по теме "Системы счисления".

Просмотр содержимого документа
«Системы счисления»

Содержание

Системы счисления 2

История развития систем счисления 2

Двоичная система счисления 3

Вычитание в двоичной системе счисления 3

Умножение в двоичной системе счисления 4

Контрольная работа. 5

Деление в двоичной системе счисления 6

Решение примеров на умножение и деление 7

Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную 7

Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную 8

Перевод чисел из любой системы счисления в 10-ую 9

Рейтинг-олимпиада (решение задач повышенной трудности) 10

Восьмеричная система счисления. 10

Арифметические операции в 8-ой системе счисления 11

Шестнадцатеричная система счисления 11

Самостоятельная работа 12

Перевод чисел из 2-ой системы счисления в 8-ную и 16-ную 12

Перевод чисел из 8-ой, 16-ой систем счисления в 2-ую. 13

Решение примеров на перевод. 13

Контрольная работа. 14

Системы счисления

Каждый день мы с вами используем слова «число» и «цифра». А что означают эти слова?

Определение: Цифра – это символ, участвующий в записи числа.

Под числом будем понимать его величину, а не его символьную запись. Число изображается несколькими символами (цифрами) некоторого алфавита.

Определение: Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел; способ представления числа символами некоторого алфавита (цифрами).

Системы счисления делятся на:

непозиционные

позиционные

Определение: Непозиционной называется такая система счисления, в которой величина числа не зависит от положения цифры в числе, т.е. число определяется как сумма или разность цифр в числе.

Например: римская система счисления.

Определение: Система счисления называется позиционной, если значение цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа.

Например: десятичная система счисления.


История развития систем счисления

Группы систем счисления

I. Анатомического происхождения:

    1. 10-ная

    2. 5-ная

    3. 12-ная

    4. 20-ная

II. Алфавитные:

  1. славянская

  2. древнеармянская

  3. древнегрузинская

  4. древнегреческая (ионическая)

III. Машинные:

  1. 9-ная

  2. 8-ная

  3. 16-ная

IV. Прочие:

  1. вавилонская (60-ная)

  2. римская

  3. египетская



Домашнее задание: написать реферат.

Для подготовки реферата – литература:

  1. Мир чисел

  2. Энциклопедии

  3. История математики в России

  4. «За страницами учебника математики»

  5. Я познаю мир

План реферата:

    1. Где была распространена, как развивалась и где сохранилась.

    2. Алфавит.

    3. Примеры записи чисел.

    4. Использованная литература.



Двоичная система счисления

Алфавит: 0,1.

Свойства сложения: 0+0=0

0+1=1

1+0=1

1+1=10

При сложении необходимо учитывать возможные переносы единиц из младших разрядов в старшие.

Примеры:

А) +10101 б) +1001 в) +1101 г) +110111

1010 1010 1011 11010

11111 10011 11000 1010001


д) +101011 е) +100001

11101 110010

1001000 1010011

Примеры для самостоятельного решения раздаются на карточках. Отдельно записаны ответы. Необходимо решить примеры и найти соответствие между номерами примеров и номерами ответов.

  1. 10010011+1011011=11101110 7

  2. 10110111+10011011=101010010 2

  3. 10011101+11101101=110001010 9

  4. 10010111+1011100=11110011 15

  5. 11101001+10011101=110000110 1

  6. 11010011+11011011=110101110 11=6

  7. 11001011+11011011=110100110 8

  8. 11101111+10111111=110101110 6=11

  9. 10101010+11001100=101110110 12

10) 10110011+1010101=100001000 4

11) 110011001+111011101=1101110110 14

12) 100110011+101110111=1010101010 3

13) 110111011+101010101=1100010000 16

14) 110111011+110110110=1101110001 10

15) 11011101+100110011=1000010000 5

16) 101110110+101100111=1011011101 13

Записать на полях тетради: 1+1=10

1+1+1=11

1+1+1+1=100

1+1+1+1+1=101

1+1+1+1+1+1=110

Домашнее задание: Те примеры, которые не успели решить в классе. Часть примеров проверяется у доски, остальные по номерам ответов.

Вычитание в двоичной системе счисления
    1. Повторить свойства сложения.

    2. Свойства вычитания: 1-0=1

0-0=0

1-1=0

10-1=1

    1. Примеры разбираются у доски учителем:

А) -100010 б) -100001 в) –1010001 г) - 1010100

101 110 101 1011

11101 11011 1001100 1001001

д) -100111 е) - 100100 ж) - 110011 з) - 101110

10111 10111 11101 11010

10000 1101 10110 10100

и) - 10011101 к) - 10111011

1101101 1011101

110000 1011110

    1. Примеры для самостоятельного решения.

Примеры раздаются на карточках. Варианты возможных ответов записываются на доске.

Нужно найти соответствие между множеством примеров и множеством ответов.

К доске для решения примеров вызываются слабые ученики.

! Вычитание всегда можно проверить сложением.

  1. 10110011-10001000=101011 3

  2. 11001100-10111011=10001 8

  3. 110101110-10111111=11101111 11

  4. 110100110-11001011=11011011 4

  5. 110101110-11011011=11010011 6

  6. 110000110-10011101=11101001 1

  7. 11110011-10010111=1011100 7

  8. 101001010-11101101=1011101 10

  9. 101010010-10011011=10110111 5

10) 11101110-1011011=10010011 9

11) 1010111001-11101110=111001011 12

12) 111110101-10110111=100111110 2

Домашнее задание: примеры, которые не успели в классе.


Умножение в двоичной системе счисления

I.Опрос.

    • Что такое система счисления?

    • Назовите системы счисления анатомического происхождения?

    • Объясните анатомическое происхождение 5-ой, 10-ой, 12-ой, 20-ой систем счисления?

    • Где и как сегодня используются 12-ая, 60-ая, 20-ая системы счисления?

    • Почему возникновение 10-ой системы счисления считается одним из важнейших достижений человеческой мысли?

    • Какова причина того, что 10-ая система счисления стала общепринятой?

    • Правильно ли называть цифры 10-ой системы счисления арабскими?

    • Какие системы счисления называются позиционными и непозиционными?

    • Римская система счисления: чем она удобна, правила записи чисел, где используется?

II.Повторение сложения и вычитания:

  1. 10101+101=11010 5) 1010100-11=1010001

  2. 11010+1011=100101 6) 1010001-101=1001100

  3. 10101+1011=100000 7) 100000-1011=10101

  4. 1010100+111=1011011 8) 100010-101=11101

III. Свойства умножения: 0*0=0

0*1=0

1*0=0

1*1=1

Примеры:

А) *1011 б) *10001 в) *11010 г) *11001

11 11 101 1101

1011 10001 11010 11001

1011 10001 11010 11001

100001 110011 10000010 11001

101000101

д) *111101

1011

111101

111101

111101

1010011111

IV. Примеры для самостоятельного решения.

  1. 111101*111101=111010001001 2

  2. 100001*111111=100000011111 11

  3. 111110*100010=100000111100 12

  4. 100011*111101=100001010111 6

  5. 111100*100100=100001110000 3

  6. 100101*11011=1111100111 7

  7. 111010*100110=100010011100 10

  8. 100111*111011=100010101111 4

  9. 111000*101000=100011000000 8

10) 101001*110111=100011001111 5

11) 110110*101010=100011011100 9

12) 101011*110101=100011100111 1

Контрольная работа.

Проверить примеры №10-12 из домашнего задания.

I-в.

  1. 10010011+1011011=11101110

  2. 11101001+10011101=110000110

  3. 10010111+1011100=11110011

  4. 11001011+11011011=110100110

  5. 10101010+11001100=101110110

  6. 100001000-10110011=1010101

  7. 110101110-10111111=11101111

  8. 11011011-1101011=1110000

  9. 11110011-10010111=1011100

10) 101010010-10011011=10110111

11) 100001*111111=100000011111

12) 100011*111101=100001010111

13) 100101*111011=100010000111

14) 100111*111001=100010101111

15) 101001*110111=100011001111

II-в.

  1. 1011101+11101101=101001010

  2. 10110111+10011011=101010010

  3. 11010011+11011011=110101110

  4. 11101111+10111111=110101110

  5. 10110011+1010101=100001000

  6. 11001100-1011101=1101111

  7. 11001011-1101001=1100010

  8. 110000110-10011101=11101001

  9. 101001010-10011011=10101111

  10. 11101110-1011011=10010011

  11. 111110*100010=100000111100

  12. 111100*100100=100001110000

  13. 111010*100100=100000101000

  14. 111000*101000=100011000000

  15. 110110*101010=100011011100

Домашнее задание: повторить все правила.



Деление в двоичной системе счисления

I. Повторить свойства и правила сложения и вычитания.

У доски: 1101011+11011=

1011101+1011=

1110100-11=1110001

1010001-101=

111100*111110=111010001000

101111*110001=100011111111

II. Сначала разбираем у доски.

А) 100001/11 б) 10000010/11010

11 1011 1101 101

100 1101

11 1101

11 0

11

0


в) 11001100/110

11 100010

00011

11

0


III.Примеры для самостоятельного решения:

  1. 11100110101:101101=101001 9

  2. 100011111100:110010=101110 10

  3. 100011001111:110111=101001 9

  4. 100001110000:111100=100100 11

  5. 111010000101:111111=111011 6

  6. 101000100101:110101=110001 2

  7. 100011110111:101101=110011 1

  8. 111010001001:111101=111101 8

  9. 11111100101:101011=101111 4

10) 100011011100:110110=101010 5

11) 1110100001000:111100=111110 3

12) 101111001101:110101=111001 12

13) 100011111111:101111=110001 2

14) 100010000111:111011=100101 7

15) 101011110101:110111=110011 1

IV. Домашнее задание: примеры №9-12.


Решение примеров на умножение и деление
      1. Опрос

      2. Проверить домашнее задание

      3. Решение примеров:

  1. 101001*101101=11100110101

  2. 101110*110010=100011111100

  3. 110111*101001=100011001111

  4. 100100*111100=100001110000

  5. 111111*111011=111010000101

  6. 111110*100010=100000111100

  7. 111010*100110=100010011100

  8. 111000*10100=10001100000

И примеры №13-15 (предыдущего урока)


Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную
  1. Опрос.

Повторить правила операций сложения, умножения в двоичной системе счисления.

  1. Объяснить, что все системы счисления связаны между собой. Существуют правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Записать в словари алгоритмы и примеры.

Алгоритм перевода целого числа:

    1. Делить данное число и получаемые неполные частные на 2 до тех пор, пока не получили неполное частное равное 0

    2. Составить число в двоичной системе счисления, записывая остатки от деления, начиная с последнего остатка.

Примеры:

11/2

10 5/2

1 4 2/2

1 2 1/2

0 0 0

1

1110 =10112

Алгоритм перевода дробной части:

  1. Дробную часть умножаем на 2 до тех пор, пока в правой части не получим 0, или не будет достигнута необходимая точность вычислений.

  2. Составить число, записывая его начиная с первой целой части.

Примеры:

*0,5625

2

* 1,1250

2

* 0,250

2

* 0,50

2

1,0

0,562510 = 0,10012

Алгоритм перевода смешанных чисел

  1. Отдельно перевести целую и дробную части

  2. Записать результат.

Примеры:

17,2510 = 10001,012 12,2410= 1100,00112

1710 = 100012 1210 =11002

Решение примеров:

  1. 51310 =10000000012

  2. 60010=10010110002

  3. 60210=10010110102

  4. 100010 =111110100012


Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную
    1. Опрос.

Алгоритмы перевода целых, дробных, смешанных чисел из 10-ой системы счисления в двоичную.

    1. Решение примеров.

А) 1) 230410 = 1001000000002

2) 500110 = 10011100010012

3) 700010 = 11011010110002

4) 819210 = 100000000000002

б) 5) 0,462210 =0,0111012

6) 0,519810 = 0,1000012

7) 0,580310 = 0,1001012

8) 0,612410 = 0,1001112

9) 0,735110 = 0,1011112

10) 0,798210 = 0,1100112

11) 0,854410 = 0,1101102

12) 0,932110 = 0,1110112

В) III. Домашнее задание

13) 40,510 = 101000,12

14) 31,7510 = 11111,112

15) 124,2510 = 1111100,012

16) 173,210 = 10101101,00110

17)33,2810 = 100001,0100012


Перевод чисел из любой системы счисления в 10-ую
  1. Опрос.

Правила перевода чисел из 10-ой системы счисления в любую другую.

Что такое основание системы счисления?

  1. Перевод в 10-ую систему счисления осуществляется по степенному ряду.

Любое число в 10-ой системе счисления можно представить в следующем виде:

28410 = 2*100+8*10+4*1= 2*102 +8*101+4*100=28410

Это и есть представление числа в виде степенного ряда.

Все цифры числа умножаем на степень десятки, так как число в 10-ой системе счисления.

Давайте представим в этом виде число 21023, оно записано в 3-ой системе счисления, значит будем каждую цифру числа умножать на степень числа 3:

1) 21023 = 2*33+1*32+0*31+2*30=54+9+0+2=6510

Алгоритм: само число представляем в виде суммы произведений степеней основания системы счисления на цифры числа.

  1. Решение примеров:

6 5 4 3 2 1 0

1) 11010112 = 26*1+25*1+24*0+23*1+22*0+21*1+20=10710

2) 61048 = 83*6+82*1+81*0+80*4=314010

3) 2916=161*2+160*9=4110

4) 12816= 162*1+161*2+160*8=29610

5) 42268 = 219810

6) 1010112 = 4310

7) 100016 =

8) 3428 =

9)111112 = 3110

10)623416 = 2514010

  1. Повторение:

1) 24010=

2)12,2510=

3) 384210=

4) 57310=

5) 97510=

Рейтинг-олимпиада (решение задач повышенной трудности)

Условия 10 задач разложены на партах. Ребята самостоятельно решают задачи. В конце урока подводим итоги, проверяем решение у доски.


Восьмеричная система счисления.

Вспомнить особенности 2-ой системы счисления.

Записать в словари алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7

Заполнить таблицу:

10-ая

2-ая

8-ая

16-ая

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

17

10001

21

11

18

10010

22

12

19

10011

23

13


    1. Перевести числа из 10-ой системы счисления в 8-ую.

  1. 39510 = 6138

  2. 14910 = 2258

  3. 102310 = 17778

  4. 150010 = 27348

  5. 177710 = 33618

    1. Сформулировать правила арифметических операций в 8-ой системе счисления и решить примеры.

1) 7708 + 2368 = 12268

2) 7158 + 3738=13108

3) 5248 + 578=6038

4) 7128+7638=16758

5) 32178+7658=42048

    1. Самостоятельная работа. 8) 72138-5378=64548

6)57318+13768=73278 9) 71258-7568=61578

7) 63518+7378=73108 10) 5318-4528=578

Арифметические операции в 8-ой системе счисления
    1. Повторить алфавит 8-ой системы счисления.

Правила перевода чисел из 10-ой системы счисления в 8-ую.

Правила арифметических операций.

    1. Решение примеров.

  1. 776472+ 763342=1762034

  2. 532661+257721=1012602

  3. 354243+467566=1044031

  4. 432077+645662=1277761

  5. 273462-156777=114463

  6. 700056-365762=312074

  7. 300064-212373=65471

  8. 2101,01-735,4567=1143,3311


Шестнадцатеричная система счисления
    1. Опрос:

Правила перевода, правила арифметических операций.

II. Записать в словарь алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.

III. Заполнить таблицу.

IV. Перевести числа в 16-ую систему счисления.

  1. 39510 = 18B16

  2. 14910 = 9516

  3. 102310 = 3FF16

  4. 150010 = 5DC16

  5. 177710 = 6F116

  1. Решить примеры

  1. 20716+3d416=5db

  2. 11816+da16=1f2

  3. a2516+b9df16=c404

  4. b3bc+ae1=be9d

  5. e47d+bf2=f06f

  6. d58+ec0e=f966

  1. Домашнее задание

  1. 1) 5110=3316

2) 391410=f4a16

3) 9610=6016

4) 640310=190316

5) 1a3+67=20a

6) 2bc+907=bc3

7) d2c+9797=a4c3

8) 2ca9+b62f=e2d8

  1. 1b33-fad=b86

VII. Перевести числа из одной системы счисления в другую

1) 2b16 = 4310

2) 623e16 =2515010

3) 100016 = 409610

4) 12f16 = 30310

5) 384210=18216

6) 57310=23d16

7) 97510=6f16

Самостоятельная работа

I вариант.

Перевести:

1) 31,510=11111,12

2) 124,2510=1111100,012

3) 48910=7518

4) 227710=8e516

5) 1100112=5110

6) 110102=2610

7) 75128=391410

8) fad16=401310

9) 274910=52758

10) 1148=7610

II вариант.

Перевести:

1) 40,7510=101000,112

2) 173,510=10101101,12

3) 14110=2158

4) 237710=94916

5) 100112=1910

6) 1101012=5310

7) 53278=277510

8) abc16=274810

9) 275010=52768

10) 1158=7710

11) f2c716-bcb16=e6fc16

12) a4c316-d2c16=979716

13) 7f1016-5fac16=1f6416

14) abc16+e5716=191316

15) a3916+19bc16=23f516

11) ae5316-cf816=a15b16

12) e2d816-2ca916=b62f16

13) a2fd16-fda16=932316

14) fad16+b8616=1b3316

15) 9e616+b16f16=bb5516


Перевод чисел из 2-ой системы счисления в 8-ную и 16-ную

I Работа над ошибками

1) 391510=f4b16

2) 623e16=25150110

3) 4510=1011012

4) 42268=219810

5) 1011002=4410

6)1102*11012=10011102

    • Правила перевода целой и дробной части из 10-ой системы счисления в 2-ую

    • Правила перевода чисел из 8-ой, 2-ой, 16-ой в 10-ую систему счисления.

II Алгоритм:

Для того, чтобы любое двоичное число перевести в систему счисления с основанием q=2n , нужно:

    1. данное двоичное число разбить слева и справа от запятой на группы по n цифр в каждой.

    2. если в последних правой и левой группах окажется меньше n цифр, то их надо дополнить справа и слева нулями до нужного числа цифр

    3. рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2n .

III Решение примеров:

  1. 101000100101102=242268

  2. 101100110110112=263338

  3. 111001101010012=346518

  4. 11110111101002=173648

  5. 1100010001111102=610768

  6. 1101010112=6538

  7. 11001110000102=147028

  8. 11001110111110012=


Перевод чисел из 8-ой, 16-ой систем счисления в 2-ую.

I Опрос.

Все правила перевода!

II Алгоритм:

Для того, чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием q=2n перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-значным эквивалентом в 2-ой системе счисления.

Например:

  1. 4ac3516=010010101100001101012

  2. 410358=1000010111012

III Решение примеров:

  1. e69fd1d16=11100110100111111101000111012

  2. f7a016=11110111101000002

  3. ae5d73b16=10101110010111010111001110112

  4. 2a1016=101010000100002

  5. 12348=0010100111002

  6. 123416=00010010001101002

  7. f1f7216=111100011111011100102

  8. 285616=00101000010101102


Решение примеров на перевод.

I Опрос:

    • алгоритм перевода из 10-ой системы счисления в любую другую

    • алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в 10-ую

    • алгоритм перевода из 8-ой и 16-ой систем счисления в 2-ную

    • алгоритм перевода из 2-ой в 8-ую и 16-ую системы счисления

    • сформулировать правила сложения в 16-ой системе счисления

    • сформулировать правила вычитания в 8-ой системе счисления.

II Решение примеров:

  1. 2510=110012

  2. 482010=113248

  3. 482010=12d416

  4. 2358=15710

  5. 3da16=98610

  6. 111001101012:1010012=1011012

  7. 111002*101102=10011010002

  8. 1100112*10112=10001100012

  9. 1110100001012:1111112=1110112

10)f1a516=11110001101001012=1706458



Контрольная работа.

I вариант.

  1. 252510=9dd16

  2. 274810=52748

  3. 29310=1001001012

  4. 1148=7610

  5. 1111001101012=74658=f3516

  6. b26a16=10110010011010102=1311528

  7. a15b16+cf816=ae5316

  8. 932316+fda16=a2fd16

  9. 1101012*1100012=1010001001012

10) 1000110111002:1010102=1101102

11) 42048-7658=32178

12) 13108-7158=3738


II вариант.

  1. 243110=97f16

  2. 404310=77138

  3. 10710=11010112

  4. 1408=9610

  5. 1000111111002=43748=8fc16

  6. f7ce16=11110111110011102=1737168

  7. e6fc16+bcb16=f2c716

  8. 1f6416+5fac16=7f1016

  9. 1100112*1011012=1000111101112

10) 1000100111002:1110102=1001102

11) 16758-7128=7638

12) 12268-7368=2708

15