СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системы счисления»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1) Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;

2) Метапредметные: умение анализировать любую позиционную

систему счисления как знаковую систему;

3) Предметные: общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

  • Приветствие учащихся;
  • Фиксация отсутствующих;
  • Проверка готовности учащихся  к уроку.

Приветствуют учителя.

 

2. Мотивационный

Сегодня на уроке мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления».

Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»?

Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.

Учащиеся записывают новую тему урока в тетради.

Учащиеся начинают предлагать свои варианты данного понятия.

Учащиеся записывают теорию в тетрадь.

3. Изучение нового материала

Итак, системы счисления бывают позиционными и непозиционными.

В непозиционных системах счисления значение цифры не зависит от ее места в числе. Например, римская сс: I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000.

В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее места в числе. Например, арабская сс (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Ее так же называют десятичной системой счисления.

Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любых чисел.

Алфавит системы счисления – совокупность символов, используемых в данной системе счисления.

Основание системы счисления – количество цифр, используемых в данной системе счисления.

Разряд – номер позиции в числе. Нумеруются справа налево, начиная с нуля.

Вес разряда – число, равное основанию системы счисления в степени номера разряда.

В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:

Здесь:

А — число;

q — основание системы счисления;

ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;

n — количество целых разрядов числа;

m — количество дробных разрядов числа;

qi — «вес» i-то разряда.

 

Сейчас научимся, переводит из одной системы счисления в десятичную систему счисления.

Нужно найти сумму произведений содержимого разряда на вес этого разряда в системе счисления с основанием n.

Примеры:

1) 1001112=

1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910

2) 101101102 = (1·27)+(0·26)+(1·25)+(1·24)+(0·23)+(1·22)+(1·21)+(0·20) = 128+32+16+4+2 = 18210

Научимся переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления.

Нужно последовательно делить данное число на n до получения числа, меньшего n. Затем записать остатки в обратном порядке. Это будет искомое число.

Примеры:

1) 5210 =

Ответ: 1101002

2) 4610=

Ответ: 1011102

Учащиеся записывают основные моменты в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление изученного

Для того чтобы закрепить полученные знания я прошу вас выполнить самостоятельную работу.

Смотри приложение

Выполняют работу по в тетрадях.

 

5. Итог урока

На этом уроке мы закрепили понятие «Общие сведения о системах счисления».

Подводят итог.

6. Домашнее задание

Параграф 7.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Системы счисления»»

Урок 5, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата _______________

Тема урока: «Системы счисления»

Цель:

1) Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;

2) Метапредметные: умение анализировать любую позиционную

систему счисления как знаковую систему;

3) Предметные: общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

  • Приветствие учащихся;

  • Фиксация отсутствующих;

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.


2. Мотивационный

Сегодня на уроке мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления».

Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»?

Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.

Учащиеся записывают новую тему урока в тетради.

Учащиеся начинают предлагать свои варианты данного понятия.

Учащиеся записывают теорию в тетрадь.

3. Изучение нового материала

Итак, системы счисления бывают позиционными и непозиционными.

В непозиционных системах счисления значение цифры не зависит от ее места в числе. Например, римская сс: I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000.

В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее места в числе. Например, арабская сс (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Ее так же называют десятичной системой счисления.

Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любых чисел.

Алфавит системы счисления – совокупность символов, используемых в данной системе счисления.

Основание системы счисления – количество цифр, используемых в данной системе счисления.

Разряд – номер позиции в числе. Нумеруются справа налево, начиная с нуля.

Вес разряда – число, равное основанию системы счисления в степени номера разряда.

В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:

Здесь:

А — число;

q — основание системы счисления;

ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;

n — количество целых разрядов числа;

m — количество дробных разрядов числа;

qi — «вес» i-то разряда.


Сейчас научимся, переводит из одной системы счисления в десятичную систему счисления.

Нужно найти сумму произведений содержимого разряда на вес этого разряда в системе счисления с основанием n.

Примеры:

1) 1001112=

1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910

2) 101101102 = (1·27)+(0·26)+(1·25)+(1·24)+(0·23)+(1·22)+(1·21)+(0·20) = 128+32+16+4+2 = 18210

Научимся переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления.

Нужно последовательно делить данное число на n до получения числа, меньшего n. Затем записать остатки в обратном порядке. Это будет искомое число.

Примеры:

1) 5210 =

Ответ: 1101002

2) 4610=

Ответ: 1011102

Учащиеся записывают основные моменты в тетрадь.






































4. Закрепление изученного

Для того чтобы закрепить полученные знания я прошу вас выполнить самостоятельную работу.

Смотри приложение

Выполняют работу по в тетрадях.


5. Итог урока

На этом уроке мы закрепили понятие «Общие сведения о системах счисления».

Подводят итог.

6. Домашнее задание

Параграф 7.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!