2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | - К изучению какой части речи мы приступили на прошлом уроке? - Дайте определению понятию причастие. Приведите примеры причастий. - Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? - Какие признаки прилагательного имеет причастие? - Какие признаки глагола имеет причастие? - Как определить вид причастий? - Приведите примеры причастий разных видов. - Как определить время причастий? - Приведите примеры причастий н.в. и прош.. - Как определить возвратное причастие или нет? Примеры! - Каким членом предложения является? | - Причастие. - Особая форма глагола, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. - Прилагательного и глагола. - Способность изменяться по родам, числам, падежам. - Вид, время, возвратность. - Понять, от какого глагола образовано. - Сделанный, темнеющий, посветлевший. - По суффиксу. (Н.вр.: ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им. Пр.вр.: вш, ш, нн, енн, т.) - Говоривший, пишущий, звонящий. - Определить, от какого глагола образовано. (Кусающийся, улыбавшийся - Определение, реже – сказуемое. |
4. Закрепление знаний и умений. | - Упр. 79. (сначала у доски, затем самостоятельно) в Д.п., Т.п., П.п.. - Карточка. Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях причастий. От надвигающ..йся тучи, поднимающ..мся облаком, о колеблющемся свете, вьющ..юся зелень, колющ..мся шиповником, о моросящ..м дожде, вздыбивш..юся пыль, у обугливш..йся ели, о развевающ..мся знамени, зеленеющ..м полем, огнедышащ..ю гору, о движущ..мся циклоне, колеблющ..мся пламенем. - Просклоняйте данные словосочетания. Тающий снег, расстилавшийся туман, летящие птицы. - Словарный диктант. (Один ученик пишет на доске.) Цирк, циркуль, цифра, мотоцикл, цистерна, станция авиация, полиция, огурцы, птицы, синицы, цыпленок, цыган. Взаимопроверка. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»). – На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.) – Когда после ц пишется буква ы? - Устно подберите к словам из диктанта причастия: - Запишите словосочетания, найдите главное слово, задайте вопрос к причастию, выделите окончание, определите падеж. (Учащиеся выходят по цепочке к доске): игравшему мальчику, пролетающих журавлей, в наступившей тишине, о хранящихся письмах, в рокочущем море, в строящемся здании, сгибающихся колосьев, в расстилавшемся тумане, волнующим стихотворением. | 1. Развевающемуся синему шарфу, развевающимся синим шарфом, о развевающемся синем море. 2. движущейся спортивной колонне, Движущейся спортивной колонной, о движущейся спортивной колонне 3. колышущемуся яркому пламени, колышущимся ярким пламенем, о колышущемся ярком пламени 4. искрящемуся высокому костру, искрящимся высоким костром, об искрящемся высоком костре. 5. сидящему за компьютером подростку, сидящим за компьютером подростком, о сидящем за компьютером подростке 6. объясняющему тему практиканту, объясняющим тему практикантом, об объясняющем тему практиканте. От надвигающейся тучи, поднимающимся облаком, о колеблющемся свете, вьющуюся зелень, колющимся шиповником, о моросящем дожде, вздыбившуюся пыль, у обуглившейся ели, о развевающемся знамени, зеленеющим полем, огнедышащую гору, о движущемся циклоне, колеблющемся пламенем. Им.п. - тающий снег Р.п. - тающего снега Д.п. - тающему снегу В.п. - тающий снег Т.п. - тающим снегом П.п. - о тающем снеге Им.п. – расстилавшийся туман Р.п. – расстилавшегося тумана Д.п. – расстилавшемуся туману В.п. – расстилавшийся туман Т.п. – расстилавшимся туманом П.п. – о расстилавшемся тумане Им.п. – летящие птицы Р.п. – летящих птиц Д.п. – летящим птицам В.п. – летящих птиц Т.п. – летящими птицами П.п. – о летящих птицах. Цирк – кочующий, приезжающий Цифра – написанная, исправленная Циркуль – купленный, сломанный Мотоцикл – увиденный, купленный Цистерна – раскрытая, наполненная Станция – восстановленная Авиация – развивающаяся Полиция – уважаемая Огурцы – созревшие Птицы – летящие, улетающие Синицы – прилетевшие, кричащие Цыпленок – бегающий, умирающий Цыган – страдающий, танцующий |
5. Подведение итогов, рефлексия. | - Дайте определение понятию причастие. - Признаки каких частей совмещает в себе причастие? - Как изменяется причастие? - Какие признаки глагола имеет причастие? - Каким членом предложения является? - Как склоняется причастие? - Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы? - Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена? | - Самостоятельная часть речи, которая обозначает кол-во предметов, число, порядок при счете. - Прилагательного и глагола. - По родам, числам, падежам. - Вид и время, возвратность. - Определение, реже – сказуемое. - Как прилагательное. - По роду, падежу, как и окончания прилагательных. |