Тема урока: Склонение имен существительных
Общие цели: обобщение знаний о склонении имени существительного;
формирование грамотного письма;
Задачи урока: учить правильно определять склонения имён существительныхв начальной форме и в косвенных падежах;
совершенствовать навыки грамотного и аккуратного письма;
развивать внимательность и аккуратность;
Результаты обучения: уметь распознавать склонения имён существительных по родам и окончаниям.
Оборудование: интерактивная доска; учебник «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е Хохлова 4 класс; раздаточный материал (карточки, тест).
Ход урока:
Организационный момент.
- Улыбнулись друг другу и настроились на урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Пусть всем нам
Пойдёт он впрок! (Слайд 2 )
- Ребята, как вы понимаете слово ВПРОК? (Ответы учащихся, которые предполагают, что урок пройдет с пользой для них)
Прочитайте высказывание :
«Общаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь» А. Н. Толстой. (Слайд 3)
Чистописание. Работа со словарными словами.
-Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, написать сочетания букв красивым каллиграфическим почерком.
Запишите число, классная работа, на полях отметьте чистописание.
ни ну ин уч
-Что общего скрывается в написании этих сочетаний букв?
Книги учат нас смелости и дружбе. (Слайд 4)
Спишите предложение.
Выделите окончания в словах дружбе, смелости и определите падеж этих существительных. Проверка по слайду 4.
Постановка темы и задач урока.
- Почему падежи этих существительных одинаковые (Д.п.) , а окончания разные? (Слово дружба – 1 склонения, а слово смелость – 3 склонения)
- Подумайте и скажите, как называется тема нашего урока? (Склонение имен существительных)
Цель вашей работы на сегодняшнем уроке – поупражняться в определении склонений имён существительных.
Словарная работа.
И начнем со словарной работы. «Назови одним словом»
библиотека
адрес
вокзал
путешествие
пассажир
коллекция
билет
ночь
- К какой части речи относятся эти слова? (СУЩ.)
- Давайте определим склонение этих существительных.
- Слов какого склонения оказалось больше? (2 скл.) А слов какого склонения оказалось меньше всего? (3скл)
-Как определили склонение? (Проверка по таблице. Слайд 5)
Устная работа.
Определение склонения имен существительных по цепочке.
Земля, лень, овца, дуб, дедушка, мышь, роща, окно, ведро, дядя, ружьё, конь, степь, мысль, бабочка, весна, дверь, самолет, яблоко, парта, стол. (Слайд 6)
Физкультминутка.
Поднимает руки класс –
это «раз»,
Повернулась голова –
это «два»,
Руки вниз, вперед смотри –
это «три»,
Рука в стороны пошире развернули
на «четыре»,
С силой их к плечам прижать –
это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть –
это «шесть».
Работа по учебнику.
Определение склонения имен существительных в косвенных падежах
Упражнение 69, с.103 – самостоятельно.
Проверка.
6. Реши проблему.
- Как определить склонение имен существительных в косвенных падежах?
Составь алгоритм (Слайд 7)
Дифференцированная работа по карточкам.
- Ребята, на столах у каждого из вас лежат карточки. Выполните задания по карточке №1
Определить склонение и падеж имен существительных
1 карточка
На сосне (1-е скл. П.п.) весёлый дятел (2-е скл. И.п.) белке (1-е скл. Д.п.) домик (2-е скл. В.п.) конопатил.
2 карточка
Без печали (3-е скл., Р.п.), без тревоги (1-е скл., Р.п.) спал медведь (2-е скл., И.п.) в своей берлоге (1-е скл., П.п).
Спал всю зиму (1-е скл., В. п.) до весны (1-е скл., Р.п.) и, наверно, видел сны. (Г.Ладонщиков.)
Проверка по листу самопроверки (Слайд 8)
8. Самостоятельная работа
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме "Склонение имен существительных". Вам предлагается ответить на вопросы теста. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов.)
Тест
Выбери правильный ответ.
Склонение – это изменение имён существительных:
а) по числам,
б) по падежам,
в) по родам
2. Вставь нужную цифру:
____скл. ___скл. ___скл.
М.р. С.р. Ж.р. М.Р. Ж.р.
- о е а я
3. Выбери правильный ответ.
Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:
а) Р.п. мн.ч.
б) И.п. ед.ч.
в) И.п. мн.ч.
4. Укажи падеж:
Кем? Чем?______________
Кому? Чему?____________
О ком? О чём?___________
5. Укажи склонение:
Степь, поле, пустыня.
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились?
(Ответы учащихся)
10. Оценивание.
- А сейчас мы создадим «Фруктовый сад».
- Если вам было все понятно на уроке и интересно заниматься, то прикрепите к дереву красное яблоко.
- Если вам было что-то непонятно, то прикрепите жёлтое яблоко. (Слайд 9)
Вы хорошо поработали, наша фруктовый сад радует нас красными яблоками. За работу на уроке ……. получают оценку…..
А оценки за тесты вы узнаете на следующем уроке.
11. Домашнее задание.
Выбрать и выполнить одно из заданий карточки.
1 уровень Спишите. Определи склонение и падеж имен существительных. Над морем , с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу. | 2 уровень Спишите. Определи склонение и падеж имен существительных. Жёлтый тополиный пух оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой. | 3 уровень Напиши рассказ об осени из 5-6 предложений, используя данные слова. Определи склонение и падеж имен существительных. Осень, разноцветный, золотой, небо, клен, листва. |
- А наш урок я хочу завершить стихами С.Я. Маршака:
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
(С.Я. Маршак)
-Всем большое спасибо !До свидания!
Приложения
1 карточка
1 вариант
Определить склонение и падеж имен существительных
На сосне весёлый дятел белке домик конопатил.
1 карточка
2 вариант
Определить склонение и падеж имен существительных
Без печали, без тревоги спал медведь в своей берлоге .
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны. (Г.Ладонщиков.)
2 карточка
Тест
1. Выбери правильный ответ.
Склонение – это изменение имён существительных:
а) по числам,
б) по падежам,
в) по родам
2. Вставь нужную цифру:
____скл. ___скл. ___скл.
М.р. С.р. Ж.р. М.Р. Ж.р.
- о е а я
3. Выбери правильный ответ.
Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:
а) Р.п. мн.ч.
б) И.п. ед.ч.
в) И.п. мн.ч.
4. Укажи падеж:
Кем? Чем?______________
Кому? Чему?____________
О ком? О чём?___________
5. Укажи склонение:
Степь ( ), поле ( ), пустыня ( ).
3 карточка
1 уровень Спишите. Определи склонение и падеж имен существительных. Над морем , с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу. | 2 уровень Спишите. Определи склонение и падеж имен существительных. Жёлтый тополиный пух оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой. | 3 уровень Напиши рассказ об осени из 5-6 предложений, используя данные слова. Определи склонение и падеж имен существительных. Осень, разноцветный, золотой, небо, клен, листва. |