СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова категории состояния (первое знакомство)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока с соблюдением современных требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Слова категории состояния (первое знакомство)»

Модуль (тема): Наречие

Тема урока: Слова категории состояния

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы):

Предметные:
1.Знать, что такое слова категории состояния.

2.Знать алгоритм определения. принадлежности слова к категории состояния

3.Уметь находить слова категории состояния в тексте и отличать их от наречий и кратких прилагательных.

Метапредметные:

1. Учиться работать с информацией, сравнивать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.
2. Развивать умение работать в парах, находить решение в проблемной ситуации.

Личностные:

- учиться строить развернутое устное и письменное высказывание с учетом речевой ситуации.


Целеполагание для учителя:

предметные результаты:

- организовать деятельность учащихся, способствующую усвоению знаний о словах категории состояния;

- научить учащихся находить слова категории состояния по их опознавательным признакам, отличать их от наречий и кратких прилагательных, обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

метапредметные результаты:

- развивать умения проводить исследование под руководством учителя, работать в паре: эффективно сотрудничать и принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
личностные результаты:

- помочь осознать необходимость внимательного отношения к слову как единице родного языка, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, развивать личностную мотивацию к изучению темы, в том числе через систему интеллектуальных и творческих заданий, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.


Опорные понятия, термины: морфология, части речи, морфологические признаки, синтаксическая роль


Новые понятия, термины: слова категории состояния

Домашнее задание (по выбору): Упр. // написать мини-сочинение «Встречаем зиму» с использованием слов категории состояния


Информационная карта урока для учителя

Этапы урока

Деятельность обучающихся, учителя

Дидактическое обеспечение

1. Организационный этап

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы продолжаем изучение темы «Наречие». Продолжая подниматься по лестнице знаний всё выше, открываем для себя наречие как часть речи. Сегодня вы познакомитесь с особой группой слов, которые нужно отличать не только от наречий, но и от кратких прилагательных. Но сначала проверим, как вы усвоили разряды наречий.






2. Проверка домашнего задания (учили разряды наречий)















  1. - Что объединяет данные картинки?




(На всех картинках изображены фразеологизмы: спустя рукава, как курица лапой, реветь белугой, на всех парусах. Лексическое значение всех представленных фразеологизмов можно выразить наречием: плохо, неразборчиво, громко, быстро. Все названные наречия относятся к одному разряду, образа действия (как? каким образом?)


2. 22 ноября в нашей стране ежегодно празднуется День словаря, посвящённый дню рождения В.И. Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Группе ребят было дано задание подготовить флешмоб «Наречия из словаря Даля» и показать его вам.

Варианты слов:

НАВДАКУ

НАВДАКУ нареч. пск. кур. вор. едва ли, навряд, вряд ли, сомнительно. Навдаку найдешь тут молока.

БЕЗ МАЛА

БЕЗ МАЛА нареч. около, почти, почитай, близко, невступно, чуть не, едва не так, не столько. Без мала сто рублей убытка. Без мала сутки дожидался. Без мала убил было его.

ВБЕЛЕ

ВБЕЛЕ нареч. в белом, чистом виде. Вбеле всяк нас полюбит, а полюби-ка вчерне. Вбеле или вчерне бумага эта? Изба вчерне кончена, о плотничьей работе; вбеле не отделана еще, о столярной работе (что назыв. нарядом избы); а вкрасне и отделывать не станем, о резной и расписной работе.

ТЕНЧАС

ТЕНЧАС нареч. вологодск. (польское?) тотчас, сейчас.

НАМЕДНИ

НАМЕДНИ, намеднись, намесь, намеднича нареч. надысь, ногдысь, анадысь, номнясь, ономня, онамедни; недавно, незадолго, считая не часами, а днями (оными дни); даве относится к тому же дню. Намеднишний, недавний, на днях бывший.

3.

Наша клумба - загляденье!
 Полюбуйтесь на неё!
 Поднимает настроенье
 Всем, кто к ней ни подойдёт.

Сколько здесь цветов душистых!
Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.

Столько красок уместилось,
 Просто глаз не оторвать!
 Будто радуга спустилась
 К нам цветы разрисовать.

Е Николаева

- Какое настроение вызывают строки этого стихотворения?

- Вы сейчас тоже будете разбивать клумбы. Но это будут не обычные клумбы, а орфографические. Ваша задача - рассадить наречия по клумбам по общему грамматическому признаку. Но пред выполнением задания ответьте на вопрос: почему клумб всего шесть? (Столько разрядов у наречия)

Учащиеся подписывают названия «клумб»





















  1. Цветы, как бабочки, а бабочки – цветы

Летят над нашей жизнью легкокрыло. (Л. Кузьминская)

3) Сегодня распустились все цветы,
Как будто ангелы спустились с небосвода,
И в разноцветье этой красоты
Божественна и девственна природа. (Л. Кузьминская)

4) Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь… чего-то не хватает..
Недостает того, что не найти. (Н. Рубцов «Зелёные цветы»)

5) Отчего цветет цветок,

Разгадать никто не мог.

Но цветок всегда цветет,

День за днем, за годом год. (К. Бальмонт)

6) Еле-еле цветок распустился,

А уже так красив и пахуч!

Ведь ласкает его ежедневно

Солнца яркого тёплый луч. (О. Соловей)

7) Цветы людей не убивают -
Цветы садов, цветы полей...
А люди их срывают часто!
А люди часто губят их! (И. Северянин)

8) Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял - и завял.
А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов)

- Стихотворения и отрывки из стихотворений взяты не только из произведений поэтов-классиков, но и с сайта любителей цветов, из стихотворений поэтов-любителей.


- Перед вами две фотографии.



- Как можно этого избежать того, что мы видим на первом снимке?

На Руси были уверены, что если цветок сорвать, лишив его корней, то он, борясь за свою жизнь, начнёт впитывать окружающую энергию того места, где находится. Он своим увяданием словно олицетворял смерть, именно поэтому целители всегда сушили травы в отдельных строениях, где не жили ни люди, ни животные. 

А во многих славянских странах до сих пор так и не прижилась нелепая традиция дарить сорванные цветы, там считают, что их место только на кладбище.

А потому, решив сделать цветочный подарок, сделайте выбор в пользу живых цветов горшочке. Решив сорвать цветок в поле или на клумбе, вспомните о той боли, которую вы доставите растению, а ведь оно, как и все живое на планете, тоже хочет жить.




Слайд презентации














Слайд презентации


















Слайд презентации с изображением клумбы

















Карточки –раздатки с изображением клумб

































































Слайд презентации







3. Мобилизирующий этап

Дерево, не осознающее своё состояние Суфийская притча

Человек срубил дерево. Присутствовавший при этом суфий сказал:

— Взгляни на эту свежую ветвь, полную сока, счастливую, ибо она не ведает о том, что срублена. Она может не знать об ущербе, нанесённом ей, но узнает в должное время. До тех пор бесполезно убеждать её.

Эта отстранённость, это незнание — и то, и другое являются состояниями человека.
- Давайте и мы с вами попробуем передать состояние человека, который смотрит на эти два снимка, ответив на вопрос: «Каково человеку?» (Варианты: 1) тоскливо, грустно, печально…

2) приятно, радостно…)

Притчи, достойные прочтения

http://elims.org.ua/pritchi/pritcha-chem-otlichaetsya-umnyj-ot-glupca/






4. Усвоение новых знаний




















































































































- Среди частей речи русского языка выделяют особую часть речи, которая, на первый взгляд, похожа по внешним признакам на наречие с суффиксом -о или краткую форму единственного числа среднего рода прилагательного.

1. Проведём мини – исследование.

Понаблюдаем, какой частью речи в зависимости от контекста может быть слово «печально». И можно ли его отнести к категории состояния. Но сначала послушаем, что такое категория состояния.

Презентация мини – проекта


Этапы работы над проектом

Действия

1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом


  • 2 этап. Выбор темы (подчеркнуть)


«Что такое категория состояния»

«Категория состояния как особая группа слов»

«Категория состояния как часть речи»


  • 3 этап. Формулировка проблемы

Что такое категория состояния?





  • 4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.

1. Работа со словарём С.И. Ожегова: определение лексических значений слов «категория» и «состояние»

2. Формулировка понятия «категория состояния»

3. Поиск определения в Интернет-ресурсах

4. Сопоставление найденного определения с самостоятельно сформулированным.

5. Вывод.

5 этап. Реализация плана действий проектной команды.

КАТЕГОРИЯ, -и, ж. 1. В философии: общее понятие, отражающее наиболеесущественные связи и отношения реальной действительности и познания. К.качества. К. количества. К. формы. К. содержания. 2. Крупный, обычно строго не очерченный класс в его сравнении с другими такими же классами. К.населения, избирателей, покупателей. К. заведений, учреждений. К. явлений, фактов. II прил. категориальный, -ая, -ое (к 1 знач.).

СОСТОЯНИЕ, -я, ср. 1. см. состоять. 2. Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в к-рых находится кто-что-н. В состоянии войны. С. погоды. С. здоровья. В состоянии покоя. 3. Физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Больной в тяжелом состоянии. Обморочное с. Находиться в состоянии восторга. 4. Звание, социальное положение(устар,). Купеческое с. Лишение прав состояния. 5. Имущество, собственность. Ваша библиотека - целое с. Нажить с. Человек с состоянием. * В состоянии снеопр. - о возможности делать что-н. Сейчас я не в состоянии читать.



Промежуточный вывод:

Категория состояния - класс слов, обозначающих физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение.


6 этап. Защита проекта.





Запись предложений в тетрадь:

1) Состояние сорванных цветов печально. (Каково? – краткое прилагательное)

2) Печально смотрим мы на засохшие цветы. (Как? – наречие)

3) Печально на душе от вида погибших цветов. (Каково? - …….)

-Что обозначает слово «печально» в последнем предложении?

- Как вы можете охарактеризовать это предложение по строению грамматической основы?

- Возможно ли вставить подлежащее в данное предложение?

Вывод:

В последнем предложении слово «печально» обозначает состояние человека и является синтаксическим центром безличного предложения — сказуемым, которое не связано с подлежащим. По этим грамматическим признакам назовем его словом категории состояния. 

Я никому не подчиняюсь никогда,

И в предложении я слово главное всегда.

Я то явление природы называю,

То состояние души обозначаю.
2. Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи»

 (В.В. Виноградов)

3. Существует две точки зрения на категорию состояния как часть речи.

 I точка зрения:

Категория состояния — это особая часть речи со своим категориальным значением, морфологическими и синтаксическими признаками. (Щерба Л. В., Виноградов В. В., Галкина-Федорук Е. М., Гвоздев А. Н., Шанский Н. М., Тихонов А. Н.)

 II точка зрения:

Категория состояния не является особой частью речи. («Грамматика — 80», Буланин Л. Л., Мещанинов И. И., Шапиро А. Б., Мигирин В. Н.)

Вывод (учащиеся):

 - Не все лингвисты признавали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказывали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.

4. Чтение определения по учебнику.

5. Группы слов категории состояния.

Перед вами таблица, в которой даны группы слов, определите, состояние чего они обозначают. Определите, какое состояние характеризует каждая группа слов.

Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно


Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно


Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко


Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень


Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно

Состояние человека или животного

Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно

Состояние природы или среды

Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко

Временное или пространственное состояние

Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень

Оценка, отношение к действию.











Двое учащихся получили задание в начале урока






























































Слайд презентации













Слайд презентации




Слайд презентации





Слайд презентации





















Слайд презентации



5. Физкультминутка


Игра на внимательность. Если вы согласны с утверждением - хлопаете, если нет- топаете.



6. Закрепление и всесторонняя проверка знаний.


Задание 1. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина и найдите в них слова категории состояния:

1). И скучно, и грустно, и некому руку подать…

        2). В небесах торжественно и чудно,

         Спит земля в сиянье голубом…

         Что же мне так больно и так трудно?

         Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

3). Ой вы, гости-господа,
  Долго ль ездили? куда?
  Ладно ль за морем иль худо?
  И какое в свете чудо? 

4)и девица,
  Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,
  Тиховстретила царя.

- Какую роль играют слова категории состояния в поэтическом тексте?

Задание 2. Вставьте подходящие по смыслу слова (см. слова для справок), укажите часть речи. Озаглавьте текст.

Я встал _____________. На улице уже _____________. Кругом всё _______________________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи.

________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь.

Он живет своей тихой жизнью. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел______________. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым- бело, тихо, морозно, незаметно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно, рано.

Проверка выполненной работы

- Чтение получившегося текста, определение части речи вставленных слов, их синтаксической роли;

- О чем рассказывается в этом тексте? Как вы его озаглавили?

- Какова роль слов категории состояния в этой зарисовке?

Задание 3.

Самостоятельная работа с текстом. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.

Тихо. Между деревьями синим столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и никто никому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)



Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий




Экспресс-контроль

1. Выпишите номера предложений, в которых встречается  категория состояния.

  1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала. ( А.Пушкин).

  2. Как невыразимо тихо всё кругом! ( И.Тургенев).

  3. Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. ( М.Горький).

  4. Лицо ребёнка грустно и печально, что меня так огорчало. ( М. Алексеев).

Ответы: 2, 3.



2. В каком примере употреблена категория состояния?

  1. Лицо его было весело.

  2. Мы ехали весело.

  3. А помнишь, как в лагере весело!

  4. Трудились весело, с огоньком.



































































Слайд презентации


7. Подведение итогов.

Рефлексия. Д.з.

Сегодня мы познакомились со словами категории состояния. Определите своё состояние после урока словами категории состояния.

На слайде картинки - фразеологизмы

- Подберите фразеологизм, соответствующий вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.


Слайд презентации







Слайд презентации