СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение чисел с помощью числовой прямой

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала по учебнику Н.Я.Виленкина

Просмотр содержимого документа
«Сложение чисел с помощью числовой прямой»


Тема урока: Сложение чисел с помощью координатной прямой

Цели урока: сформировать умение складывать числа с помощью координатной прямой.

Задачи:

Образовательная: Научиться складывать числа с помощью координатной прямой, понять что значит к числу a прибавить число b, чему равна сумма противоположных чисел.

Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память, культуру математической речи, логическое мышление, умение делать выводы

Воспитательная: Воспитывать в учащихся веру в себя, самостоятельность, внимание и трудолюбие.


Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием информационных технологий.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: доска, учебник математики 6 класса Виленкин Н. Я., Жохов В.


Ход урока:

  1. Орг.момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради и запишите число и классная работа.


  1. Актуализация знаний


-Отложите тетради и посмотрите на доску. Что вы видите ?

-У вас на столе лежат такие же числа. Я буду задавать вам вопросы и задание, а вы будете работать парами за своими столами, выполнять задание и отвечать на вопросы. Всё ли вам понятно?

- Положите на столе слева отрицательные числа, а справа положительные.

-Проверяем!

-Все ли числа распределили? Какое число у вас осталось? А почему ноль вы никуда не отнесли?

Посмотрите внимательно на числа. Как называются числа красного цвета? ( положительные)

- Какие числа имеют равные модули? Как называются эти числа? ( противоположные)

- Покажите самое маленькое число.

- Покажите самое большое число.


Задание «Исправь ошибку»

-Ребята, у меня на доске вы видите числа, записанные в порядке возрастания. Проверьте, всё ли правильно.


-12; -7,05; -7,5; 3; 0; -2; 5/12; 1,87; 12,7

Вывод: (Как сравнить числа на координатной прямой прямой?)


Задание «Определить координаты»

-Определите координаты животных и запишите в тетрадь.

(Самопроверка, ответы на рисунке).

Целеполагание и мотивация.

-Ребята, а какой прибор в жизни нам напоминает координатную прямую?

- Каково показание термометра, который вы видите на доске? (-3)

-Какой станет температура термометра, если она изменится на +4? (1)

- Она уменьшится или увеличится? На сколько единиц?

-Температура увеличится и станет равна 1. Получается -3+4=1.


Т.о, температура стала равной сумме первоначального значения и изменения.


- Посмотрим на следующий рисунок. Каково показание термометра?(4)

-Какой станет температура термометра, если она изменится на -7? (-3)

- Она уменьшится или увеличится? На сколько единиц?

-Температура уменьшится и станет равна -3.


Будем и в этом случае записывать результат виде суммы первоначального значения и изменения: 4+(-7)=-3.


-Как называется одним словом уменьшение и увеличение величины?(изменение)

-Как сказать уменьшится на 3о? (Изменится на -3о)

-Как сказать увеличится на 3о? (изменится на +3о).


Вывод: Прибавить число а к числу b – значит изменить число а на b единиц.


-Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?

Сегодня мы научимся складывать числа с помощью координатной прямой. В тетради запишите тему: Сложение чисел с помощью координатной прямой.


-Какие цели поставим на сегодняшний урок? Что вы научитесь делать сегодня на уроке?

-Начертите в тетрадях координатную прямую.

-Найдем сумму чисел 8 и 3; 8 и -3.

-На рисунке видно, что при перемещении точки с координатой 8 влево на 3 единицы, она переходит в точку с координатой 5, а при перемещении точки с координатой 8 вправо на 3 единицы, она переходит в точку с координатой 11.

-Запишем результаты сложения.

8+3=11; 8+(-3) =5

-Что произошло с числом 8 когда к нему прибавили положительное число 3? Увеличилось оно или уменьшилось? (увеличилось).

-Когда прибавили к нему отрицательное число -3? (уменьшилось).

Сделайте соответствующий вывод.


Вывод: Любое число от прибавления к нему положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного уменьшается.


Работа с учебником.

  • стр. 173 №1020 а, б, в, г)- у доски; д,е)- самостоятельно.

  • (Взаимопроверка, ответы на обороте доски)

д) -5+6 = 1 е) -3+ (-2) = -5


№ 1021, доп. № 1035


Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись, Вправо, влево повернитесь,

Выше-выше потянулись, Рук коленями коснитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, Сели, встали, сели, встали

Поднимите, опустите. И на месте побежали.

Размялись немного, садитесь. Продолжаем дальше работать.


Задача (устно)


-Как вы думаете, что это?(рисунок – батискаф)

-Да, это батискаф, прибор для изучения морских глубин. Как вы знаете из курса географии, начало отсчёта совмещается с уровнем мирового океана.

-Предположим, что сейчас батискаф находится в координате -300. Где он будет находиться, если его координата изменится на -200? На +250?


-Сейчас, ребята, вам предстоит выполнить самостоятельные наблюдения.


Найдите значения выражений, предложенных на доске. (Вычисления выполняются с помощью координатной прямой).


4+(-4) =0

-5+5=0 (Самопроверка)


-Проанализируйте результаты вычислений, сделайте вывод и запишите его в буквенном выражении.


Вывод: Сумма двух противоположных чисел равна нулю. (Записать в тетрадь)


а+(-а)=0 Запишите в тетрадь.


- Найдите значения выражений. (Вычисления выполняются с помощью координатной прямой).


-5+0=-5

0+(-6)=-6 (Самопроверка)

-Проанализируйте результаты вычислений, сделайте вывод и запишите его в буквенном выражении.


Вывод: при прибавлении нуля число не изменяется. (Записать в тетрадь)


а+0=а Запишите в тетрадь.


-Молодцы! Можно находить значения таких выражений, не используя координатную прямую?


-Найдите значения выражений устно.


-81+0=-81 -110+110=0 64+(-64)=0

0+(-76)=-76


4 . Первичное усвоение материала


Самостоятельная работа

1 вариант

Сложите числа с помощью координатной прямой

а) 4 +( -6) б) 0 + 4 в) -3 +( -1)

г) -5 + 5 д) -2 + 3 е) -3 + 0

2 вариант

Сложите числа с помощью координатной прямой

а) -3 + ( -2) б) 0 + 2 в) 4 + ( -1)

г) -6 + 6 д) -3 + 2 е) -5 + 0


После решения взаимопроверка!


6. Итог урока. Рефлексия.


Подведём итоги. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока?

Закончите, пожалуйста, предложения.

  • от прибавления положительного числа сумма …….(увеличивается)

  • от прибавления отрицательного числа сумма …….( уменьшается)

  • от прибавления нуля число …..(не изменяется)

  • Сумма двух противоположных чисел равна …..(нулю)

-Молодцы, хорошо поработали! Всё что мы хотели выполнить, мы сделали. Мне приятно было работать с вами. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение?


-Я очень рада за вас! Надеюсь вы и дальше будете так же работать на уроках.


7. Дом.задание


п.31, №1039(а,б,г,е), 1041, повторить п.16 № 626