9
МАСТЕР - КЛАСС
Тема: « Соборы и храмы древней Руси»
В рамках районного теоретического семинара для учителей начальных классов
« Методические и организационные условия реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования»
учитель изобразительного искусства и художественного труда МБОУ НОШ №24
Съедина Н.Н.
Михайловск
2016г.
Тема мастер-класса: Соборы и храмы древней Руси
Цели и задачи:
- участникам мастер – класса дать представление об особенностях архитектуры древних храмов и соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим;
- развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, ОРКСМ, музыка, литература).
-дать представление о технике ажурного вырезания (Вытынанка) из бумаги и – их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.
Оборудование мастер - класса: презентация, работы учащихся;
Инструменты: Клей, белая, красная, жёлтая, голубая бумага, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Затонированный лист ватмана для создания панно.
Задание: изготовление панно «Соборы и храмы древней Руси»
работа по парам – аппликация (техника «Вытынанка») из заготовленных шаблонов.
Индивидуальная работа.
Ход мастер класса.
Основная часть.
Слайд 1. Звучит музыка (колокола)
Доброе утро коллеги! Тема моего мастер – класса «Соборы и храмы древней Руси»
Слайд 2. Цели и задачи нашей работы вы можете увидеть на экране
Слайд 3.
Работу мастер – класса я начну с древней летописи. В которой говорится о красоте земли русской о природе и конечно архитектуре древних городов Руси. (Москва, Смоленск, Новгород, Псков и т.д.)
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности,- и многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…»
Мастер - класс построен на авторском уроке «Древние соборы и храмы» 4 класс, который включает в себя основу всех тем уроков 1 и 2 четверти, изучающие искусство древней Руси. А также открывает мир религиозных культур и светской этики разных стран, с которыми учащиеся 4 классов знакомятся на уроках изобразительного искусства в течение всего года.
Для нас не секрет, что архитектура таит в себе историю страны её нравы и традиции, рассказывает о событиях времён, людях и их верованиях.
Каждый человек должен знать культуру своей большой и малой родины. Поэтому перед изучением темы наши ученики обязательно посещают местный храм, знакомясь с его типом постройки, элементами декора, внутренним убранством и конечно иконами. Таким образом, дети знакомятся с истоками культуры страны, у них развиваются духовные, и нравственные ценности они приобщаются к культуре своего народа. Начинают понимать основы православия.
На своём мастер – классе мне бы хотелось познакомить вас с видами соборов и храмов, в результате чего мы сможем создать панно на тему «Соборы и храмы древней Руси».
Слайд 4.
Рассмотрите слайд с изображением разных видов соборов и храмов
Первые храмы и соборы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.
Церкви имели в Древней Руси большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича. Кубическая форма церковного здания сложилась в русской архитектуре еще в Х-ХI веках.
Слайд 5 Разница между храмом и собором Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре.
В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.
В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.
Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.
В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.
Крестово-купольный Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.
Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.
Шатровые храмы Церковь Вознесения в Коломенском.
Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».
Ярусные храмы Церковь Покрова Богородицы в Филях.
Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными. Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов. Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.
Храмы - ротонды Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря.
Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п. Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.
Храмы - «корабли» Церковь Дмитрия на Крови в Угличе.
Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе. А также храм в нашем городе Михайловске.
Программа по изобразительному искусству в 4 классе интегрируются, с уроками ОРКСЭ и это помогает дать больше знаний о культуре и духовности народа, а значит, развивает нравственность маленького человека.
Рассматривая храмы и соборы на определённых этапах урока я, предлагаю учащимся ответить на некоторые простые вопросы, например:
- Рассмотрите сооружение (собор) и охарактеризуйте словами имён прилагательных?
- Определите настроение заложенное архитектором в храме?
- Для чего построено это здание?
- Определите, из каких геометрических фигур состоит сооружение?
- Какие характерные элементы присущи этому храму или собору?
Предлагаю и вам ответить на эти вопросы ……
А также сравнить с храмовой архитектурой других стран и выявить их различия.
Слайд 6. Рассмотрите работы моих учеников.
Нам предстоит выполнить изображение русской церкви, собора, храма, а может быть даже колокольни.
Сегодня я познакомлю вас с более простой работой в техники «Вытынанка», в этой технике можно выполнить самые разнообразные темы уроков ОРКСЭ и уроков ИЗО (Рождество, пасха, и т.д)
Слайд 7. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения творческой работы
Обычно для выполнения работы используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов.
Для работы необходимы: клей, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.
Слайд 8. Давайте рассмотрим виды вытынанок
Вытынанки бывают:
- одинарные
- сложные
- ажурные
- силуэтные
Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.
Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:
составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,
накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.
Слайд 9. Работа помещицы Ушаковой 18 век.(кунсткамера С. Образцова. Санкт – Петербург)
Теория возникновения техники «вытынанки».
Не секрет, что в наш техногенный век дети всё больше времени проводят перед мониторами компьютеров. Простые и милые поделки, сделанные на наших уроках своими руками, запах краски и клея, яркие рисунки, наивные и искренние, а, главное, не скачанные из Интернета, - всё это постепенно уходит из детской жизни. Тем более важно дать ребёнку шанс творчески раскрыться, стать настоящим Автором своего произведения. Предлагаемые мной материалы помогут вам в выполнении этой актуальной и благородной задачи!
Вытынанки… услышав это слово впервые, мы и подумать, не могли что это такое.
А это очень простой способ вырезания из бумаги. Вытынанки это всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.
Вытынанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.
В Белорусии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше –выцинанка. Искусство вырезания узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага 9 век. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветы. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.
Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».
Использование вытынанок в жизни.
- Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.
С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.
Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели.
Слайд 10. Перед вами вытынанки по теме Соборы и Храмы работы, вырезанные простым способом
Слайд 11. Последовательность выполнения практической работы.
Создание эскиза храма уточнение деталей
Вырезание силуэта и мелких деталей рисунка изображённого на бумаги.
Завершение изготовления собора или храма.
Наклеивание на панно работы
Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.
Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.
Слайд 12. Этапы выполнения работы
Слайд 13. Творческая работа участников мастер - класса
Вырезанные храмы клеят на панно и вклеивают голубей.
Итог мастер-класса.
Творческая работа слушателей мастер класс закончена.
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/
http://www.liveinternet.ru
http://tvorchestvo.wordpress.com
http://ejka.ru
http://www.sami-svoimi-rukami.ru
http://www.4evercraft.com
Литература
В. Соловьев «Золотая книга русской культуры»
Б. Неменский учебник 4 класса «Искусство народов мира»
А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс –М,: Просвещение, 2010г.